«Пусть будет дверь открыта...»

Школе №7 первого сентября исполнилось тридцать лет. Директор Людмила Михайловна Гришко работает здесь со дня её основания, придя сюда молодым преподавателем. За это время она стала Отличником образования СССР, Отличником образования РФ, заслуженным работником образования Московской области. В этом году награждена Знаком губернатора «Благодарю».

У каждой школы – своя «политика», сферы повышенного внимания и свой путь развития. Кредо школы №7 – доброе отношение к ребёнку и создание душевной атмосферы, стимула к творчеству и саморазвитию.

Три десятилетия – много или мало? Для системы образования это достаточно большой срок. За эти годы школа достигла определённых результатов, завоевала авторитет в микрорайоне. Бывшие ученики – нынешние молодые родители – приводят сюда своих детей. Двенадцать выпускников вернулись сюда преподавать. Конечно, атмосфера школы в первую очередь зависит от директора и кадрового состава. В школе работает один заслуженный учитель России – М.С.Селиванова, три заслуженных работника образования, десять Отличников народного просвещения, тридцать шесть педагогов высшей категории.

Высокопрофессиональный коллектив стал кузницей кадров для города. Много учителей из школы №7 – А.В.Бабалова, Л.М.Борзенкова, И.А.Ландо, Г.З.Фомина, Е.А.Питьёва – теперь работают на руководящих должностях.

Директор уважает опыт учителей, накопленный с годами, но ей интересно работать и с молодыми педагогами. «За большой период времени человек израбатывается на любой должности, а в школе это случается ещё быстрее». Молодые не отягощены стереотипами, несут свежие идеи, да и детям интереснее общаться с современниками, которые ближе им по мировосприятию. Людмиле Михайловне легко работать со сплочённым коллективом: «Я могу без опасения покидать школу, по-тому что полагаюсь на моих завучей – Н.Шарыгину, Л.Рощупкину, Е.Мачихину».

Все школьные традиции передаются новому поколению учителей. Нынешний директор старается сохранить то положение вещей, которое сложилось в стенах школы с первых лет её существования под руководством первого директора – Владимира Владимировича Петрова.

Основное направление деятельности школы с семьдесят шестого года – военно-патриотическое воспитание. После знакомства с реутовцами, воевавшими в 39-й Барвенковской дивизии, на основе предоставленных материалов был основан музей. В области он единственный в своём роде. Очень долгое время музеем руководил Отличник народного просвещения Вячеслав Константинович Созинов, а теперь материалами музея занимается учитель истории Галина Петровна Шевцова.

В юбилейные даты Дня Победы в прежние годы в школе собиралось до трёхсот ветеранов со всего СССР. Теперь времена изменились, ветераны постарели и совершить подобную поездку для них не так просто. Но для детей это были незабываемые впечатления – ведь они участвовали в организации этих мероприятий вместе со взрослыми. О.А.Зобина и Е.А.Питьёва впоследствии стали директорами школ – сказались навыки организаторской работы. Школьники часто бывали на местах боёв Барвенковской дивизии, в городах-героях. Это прививает уважение к истории, городу, России, старшему поколению. На уроках мужества проблем с дисциплиной не возникает: дети слушают не только с уважением, но и с большим интересом.

Крупные встречи ветеранов с учащимися проходят три раза в год: в день битвы под Москвой, День защитника Отечества и День Победы. Сюда приезжали и маршалы, и генералы Советского Союза. Школа сотрудничает с музеем на Поклонной горе, не раз являлась лауреатом смотров-конкурсов музеев. В прошлом году школа заняла первое место в областном смотре музеев по военно-патриотической работе.

Ученики занимаются и поисковой работой. Когда была финансовая возможность, ездили даже в Калужскую область, Сталинград, Киев, Брест. Побывали в Раменском, Нахабино – там тоже впоследствии были основаны музеи Барвенковской дивизии.

«Я иногда завидую их жизненной позиции, – говорит Людмила Михайловна о ветеранах. – Люди, прожившие такую долгую и трудную жизнь, не теряют жизненного оптимизма, передавая его и нам».

Школа одной из первых примерила опыт профильного обучения, когда ещё не было статуса школ с углублённым изучением отдельных предметов. Официально в то время это была профильная школа Университета им.Баумана с физико-математическими классами. Потом это сотрудничество угасло: в почёте были уже другие предметы и стиль жизни – юриспруденция, экономика. Сейчас школа опять на пути к профильному и предпрофильному обучению. Но пока ещё не хватает средств, программы, методического обеспечения, учебников и кадрового состава. Школа в первую очередь позиционируется как общеобразовательная. Однако медалистов здесь немало. Регулярно ученики становятся призёрами городских и областных олимпиад, спортивных соревнований. Традиционно здесь проводятся школьные фестивали искусств, фольклорные праздники, КВНы, «Новогодние калейдоскопы».

Дверь в кабинете директора всегда открыта, и дети знают, что любую проблему Людмила Михайловна решит в их пользу. Даже если ребёнок будет наказан, то справедливо и по-доброму. Проблемные ситуации здесь не разрастаются в конфликты – всё решается мирным путём.

– Выбрал профессию – надо ей соответствовать. Всё в школе должно быть сделано на пользу ребёнка, – считает Людмила Михайловна. – Мне кажется, что дети чувствуют внутреннюю доброту по отношению к ним. Ни в коем случае нельзя вызывать у ребёнка озлобленность – мир сейчас и так агрессивен, слишком много негативной информации. Поэтому хочется дать им побольше тепла, заботы. Знания – это наша задача, но не единственная. Ребёнок значительную часть своей жизни проводит в стенах школы, и поэтому так важно, чтобы его окружали любящие люди. Ему должно быть уютно, комфортно, он должен чувствовать защищённость. Поэтому понимание стимулирует личностный и творческий рост сильнее двойки.

Я очень люблю детей и хорошо их пониманию. Думаю, что если бы я не стала педагогом, то выбрала бы профессию психолога – однако такой специальности в то время ещё не было.


Анастасия РОМАНОВА.

12.11.2004