Рад приветствовать всех заглянувших! Рынок ценных бумаг используется в экономике для привлечения нового капитала, перевода реальных активов в финансовые. Он позволяет вкладывать средства на краткосрочную или долгосрочную перспективу, формирует справедливые цены на предлагаемые инструменты.
Однако, как показал кризис в США 1929 г., бесконтрольность фондовой биржи может привести к очень тяжелым экономическим последствиям, поэтому потребовалось государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Кто регулирует рынок ценных бумаг?
После Великой депрессии 1929–1933 гг. в Соединенных Штатах был принят ряд законов по биржевому регулированию, начала работу Комиссия по ценным бумагам США (SEC). Эти нововведения послужили отправной точкой для создания подобных государственных структур в других странах мира.
Со свойственными ей особенностями повторила этот путь и Россия. В 1993 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при президенте РФ. С тех пор регулятор 4 раза реорганизовывался, упразднялся, ликвидировался. Сегодня эта функция возложена на Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Правда, помимо него, регуляторов тоже хватает.
Как происходит госрегулирование РЦБ в России?
Структура государственных органов, так или иначе контролирующих отечественный РЦБ:
- Главное правовое управление и Контрольное управление при президенте РФ. Участвуют в подготовке законопроектов, курируют рынок на предмет исполнения указов и распоряжений президента.
- Правительство РФ. Участвует в подготовке нормативных актов, осуществляет общее регулирование через органы исполнительной власти.
- Банк России. Непосредственно регулирует РЦБ как государственный орган исполнительной власти.
- Министерство финансов. Участвует в законодательной работе, координирует правила совершения операций на рынке, выступает эмитентом от имени государства.
- Министерство государственного имущества РФ. Выступает от имени государства, регулирует оборот ценных бумаг фонда федерального имущества. Контролирует преобразование госпредприятий в АО.
- Министерство по антимонопольной политике.
- Министерство экономического развития и торговли.
Кроме того, государство имеет право передать часть своих полномочий профессиональным участникам РЦБ. Это называется «саморегулирование рынка».
Тенденции развития государственного регулирования рынка ценных бумаг
Государство напрямую заинтересовано в развитии национальных производителей, повышении собственной экономики. Доверие к рынку ценных бумаг напрямую зависит от его уровня организованности. Инвестор должен быть уверен, что его деньги не пропадут в результате мошеннических действий.
Анализируя правовое регулирование со стороны государственных органов, можно увидеть усиленное внимание к следующим направлениям:
- Совершенствование законодательной базы, в том числе для контроля относительно новых рыночных инструментов (ПИФы, фьючерсы, опционы и т.д).
- Развитие компьютеризации рынка ценных бумаг.
- Введение новых систем торговли.
- Разработка систем взаимодействия с другими рынками капиталов, путем их взаимопроникновения.
Заключение
Несмотря на несовершенное законодательство, российский рынок ценных бумаг развивается, становясь все более привлекательным для отечественных и зарубежных инвесторов. Если нас не будут периодически сотрясать политические и финансовые катаклизмы, то, вполне вероятно, отечественный РЦБ станет одним из ведущих в мире. А почему бы и нет?
Надеюсь, что эта статья была полезна для вас. Подписывайтесь на наши новости, делитесь ими с друзьями в социальных сетях. Всего вам доброго.
Источник: https://greedisgood.one/gosudarstvennoe-regulirovanie-rynka-tsennyh-bumag
Государственное регулирование рынка ценных бумаг — что это?
Даже у фанатичных приверженцев свободной экономики сложился четкий ответ на этот вопрос: нужно! И необходимо! Многие обожглись на финансовых пирамидах и МММ.
Ряд откровенно грабительских для населения IPO (например «Роснефти» и ВТБ) заставил даже самых смелых усомниться в честности и прозрачности торгов. И кто сказал, что государство не должно принимать участие в управлении «невидимой рукой рынка»?
Наоборот, государственное регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) – один из главных шагов к развитию здоровой экономики! Отсутствие мошеннических схем, инсайдерских манипуляций с ценными бумагами, единое правовое поле для всех, понятные и прозрачные правила игры – это далеко не полный перечень условий, необходимых для формирования в России правильной культуры инвестирования.
Кто регулирует рынок ценных бумаг
В список регуляторов РЦБ входят:
- президент и правительство РФ;
- Государственная дума;
- Банк России;
- Министерство финансов;
- Федеральная антимонопольная служба, а также агентство по управлению государственным имуществом.
Как происходит государственное регулирование РЦБ в России
Регулирование может быть прямым и косвенным. Прямое осуществляется с помощью нормативно-правовых актов. Именно они устанавливают единые требования, лицензируют и регламентируют действия всех участников рынка, контролируют соблюдение всех правил и норм. Этот вид включает в себя ведение различных реестров как самих участников, так и всех финансовых активов.
Косвенное воздействие на рынок ценных бумаг включает:
- изменение процентных ставок, системы налогообложения;
- различные принципы формирования бюджета (либо иных фондов);
- управление пакетами акций, принадлежащих государственным структурам.
Тенденции развития регулирования РЦБ
Российский биржевой рынок еще относительно молод. Многие правила и нормы только предстоит выработать. В частности, пока нет контроля над ценными бумагами третьего эшелона, некоторые правовые акты изложены двояко. Не выработана единая концепция при обнаружении инсайдерских манипуляций.
Основная тенденция регулирования РЦБ должна быть одна – вернуть доверие рядового инвестора. Стоит разработать комплекс мер по защите мелких игроков, ограждая их от произвола крупных компаний. Следует ужесточить отбор компаний, чтобы сквозь сито на торги не проходили откровенные пустышки.
Заключение
Государственное регулирование – процесс сложный, тернистый путь проб и ошибок. Но только он может привести рынок акций, облигаций и иных ценных бумаг к максимальной капитализации, вернуть доверие рядовых инвесторов, а также убедить крупные международные фонды и корпорации в прозрачности и открытости.
Только так можно создать один из крупнейших мировых финансовых центров, стимулировать развитие экономики и поднять ВВП страны.
Источник: https://fonda.pro/gosudarstvennoe-regulirovanie-rynka-tsennykh-bumag.html
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг представляет собой организационно-правовую систему взаимодействия между эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг по поводу выпуска, размещения и погашения ценных бумаг.
Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг складывается на основе принципов, которые отражают как политические, так и экономические условия в нашей стране.
Под государственным регулированием следует понимать регулирование со стороны органов государственной власти. Выделяют два вида государственного регулирования: прямое и косвенное.
Прямое регулирование представляет собой способ регулирования, основанный на праве и юридических нормах. Такое регулирование осуществляется путем:
- установления требований, подлежащих обязательному исполнению всеми участниками рынка ценных бумаг. Стоит заметить, что такие требования осуществляются с помощью нормативно-законодательной деятельности;
- обязательного ведения реестров не только участников рынка, но и непосредственно самих ценных бумаг;
- лицензирования профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг;
- осуществление контроля за соблюдением правил и норм, установленных законодательством, а также применение мер воздействия на тех участников рынка ценных бумаг, которые отклоняются от соблюдения указанных правил и норм.
Косвенное регулирование организовано в результате использования экономических средств рынка ценных бумаг и включает в себя следующие элементы:
- систему налогообложения;
- денежную политику;
- формирование государственного бюджета и различных фондов;
- управление различными пакетами акций, находящимися в собственности государства.
Объектами государственного регулирования являются участники рынка ценных бумаг, инструменты рынка, а также различные действия, которые с ними осуществляются.
Регулирование отношений на рынке ценных бумаг осуществляют законодательные и исполнительные органы государственной власти.
К числу основных государственных органов, занимающихся регулированием РЦБ относятся: Президент Российской Федерации; Государственная Дума; Правительство Российской Федерации; Банк России; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральная антимонопольная служба; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Регулирование российского фондового рынка осуществляется путем издания нормативных правовых актов, регулирующих деятельность профессиональных участников рынка.
Среди основных задач государства, касающихся регулирования фондового рынка, многие ученые выделяют стратегическую задачу. Ее суть состоит в совершенствовании рынка ценных бумаг, его инфраструктуры и инструментов. Итогом выполнения этой задачи служит достижение высоких результатов рыночной капитализации.
Задачей государства в правоприменительной сфере является создание и поддержание такого правопорядка, который позволяет исключить использование различных мошеннических схем, препятствует использованию инсайдерской информации для манипуляции финансовыми рынками, обеспечивает защиту граждан и профессиональных участников финансового рынка ценных бумаг от колебаний, финансовой нестабильности.
Основными целями государственного регулирования являются:
- формирование достаточной нормативной базы, которая способна обеспечить действенное функционирование рынка ценных бумаг;
- обеспечение условий для более совершенной деятельности институтов рынка ценных бумаг;
- разработка правил поведения для участников рынка ценных бумаг;
- защита прав и законных интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Источник: https://moluch.ru/archive/251/57551/
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг регулируется органами, упорядочивающими деятельность всех участников торговли; эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.
Регулирование осуществляется с целью выполнения требований законов и других нормативных актов, определяющих права и обязанности основных профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Регулирование участников рынка ценных бумаг может быть:
- внешним (регулирование основывается на законах и нормативных актах страны);
- внутренним (на принятых непосредственно участниками рынка собственных нормативных документах — уставах, правилах, положениях, должностных инструкциях).
Основные правила по регулирования отражены в Федеральном законе “О рынке ценных бумаг”. Закон в первую очередь регламентирует виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Государственными органами, регулирующими рынок ценных бумаг, являются: Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовым рынкам при Правительстве РФ; Министерство финансов; Федеральное казначейство; государственный комитет по управлению государственным имуществом; Центральный банк РФ; Российский фонд имущества; Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» в задачи органов государственного регулирования входят: установление обязательных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг; регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и контроль за соблюдением правил, предусмотренных в них; лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; запрещение занятий предпринимательской деятельностью на рынке ценных бумаг без соответствующих лицензий; защита прав владельцев ценных бумаг и контроль за соблюдением их эмитентами и профессиональными участниками рынка.
Раздел о регулировании рынка ценных бумаг является одним из наиболее важных разделов Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
В нем установлено, что государственное регулирование осуществляется путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка, регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением законодательства при проведении эмиссии, лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг, а также запрещения и пресечения незаконной (в частности безлицензионной) деятельности.
Основные полномочия по государственному регулированию рынка ценных бумаг законом закреплены за Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). ФКЦБ России вправе передавать полномочия по осуществлению указанных функций тем или иным органам на основании Генеральной лицензии. В законе установлено, что полномочия ФКЦБ России не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов Федерации. Наряду с государственным регулированием рынка ценных бумаг закон предполагает развитие саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Они могут разрабатывать стандарты деятельности для своих членов (более строгие, чем стандарты государственных органов), контролировать выполнение их членами организации.
Регулирование рынка ценных бумаг — это объединение в систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение сделок, подчинить их установленным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка, следующих определенным правилам игры.
На первичном рынке ценных бумаг государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) в обращение ценных бумаг посредством регистрации.
На вторичном рынке контроль за обращением осуществляется посредством лицензирования профессиональных участников рынка (выдача квалификационных аттестатов, дающий право на совершение сделок с ценными бумагами) и инвестиционных институтов, а также через механизм налогообложений операций (сделок) с ценными бумагами.
Методы регулирования рынка ценных бумаг следующие: нормативно — правовое регулирование; регистрация выпусков, проспектов эмиссии; лицензирование субъектов рынка; аттестация специалистов инвестиционных институтов; страхование инвесторов; аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов; постоянное информирование инвесторов; надзор за проведением фондовых операций и инспектирований; регистрация и надзор за деятельностью участников рынка ценных бумаг; контроль за соблюдением действующего законодательства; консультирование.
Президент РФ осуществляет общее руководство развитием фондового рынка. Совет Федерации ратифицирует законодательные акты по вопросам развития рынка ценных бумаг. Государственная Дума разрабатывает законодательные акты по вопросам развития фондового рынка.
Правительство РФ определяет общие направления, утверждает концепцию развития рынка ценных бумаг.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг при Правительстве РФ (ФКЦБ России) разрабатывает концепцию развития фондового рынка, нормативно-правовые акты, осуществляет контроль, аттестацию и лицензирование профессиональных участников рынка.
Министерство финансов РФ осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и общий контроль за развитием фондового рынка.
Министерство по управлению государственным имуществом (Мингосимущество России) осуществляет управление пакетами ценных бумаг, находящихся в собственности государства, в том числе золотыми акциями, дающими право вето на определенные решения акционерного общества.
Российский федеральный фонд имущества (РФФИ) реализует пакеты ценных бумаг, проводя аукционы, инвестиционные и коммерческие конкурсы. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательских структур контролирует соблюдение антимонопольного законодательства на федеральном и региональных рынках ценных бумаг. Центральный банк РФ регулирует деятельность коммерческих банков, размещает на рынке государственные ценные бумаги. Федеральные комитеты, министерства и управления осуществляют руководство фондовыми операциями организаций, находящихся в их подчинении. Федеральное казначейство размещает на рынке казначейские обязательства.
Рынок ценных бумаг существенно влияет на финансовую безопасность страны.
Он играет активную роль как важная составная часть финансового рынка, оперируя большим объемом фондового капитала, аккумулируя значительные реальные инвестиции.
Безопасность рынка ценных бумаг означает его защищенность от финансовых кризисов и катастроф зависит от эффективности государственного регулирования рынка, его информационной открытости и «прозрачности».
Источник: https://megaobuchalka.ru/16/43882.html
Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания
Под регулированием рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности на нем всех участников и сделок между ними со стороны уполномоченных организаций.
Внутреннее регулирование — это подчиненность участников рынка ценных бумаг (эмитентов, инвесторов, профессионалов) собственным нормативным документом, т.е. уставу, правилам и стандартам осуществления деятельности.
Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актом государства, других организаций, международным соглашением.
Различают также следующие виды регулирования:
- государственное регулирование;
- общественное регулирование;
- рыночный надзор;
- саморегулирование.
Нормальное функционирование рынка ценных бумаг наряду с информационной, депозитарно-клиринговой и регистраторской инфраструктурой обеспечивает также регулятивная инфраструктура. Она включает в себя следующие подсистемы:
- регулятивные органы, т.е. органы государственного регулирования и саморегулируемые организации;
- регулятивные (законодательные, регистрирующие, лицензионные, контрольные и т.д.) функции и действия;
- правовое обеспечение, т.е. законодательная и нормативная базадеятельности фондового рынка;
- этика рынка ценных бумаг.
Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующим функциям:
- Идеологическая и законодательная функции (концепция развитиярынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные и нормативные акты для запуска и развития рынка, установление требований к участникам, операционных и учетных стандартов).
- Стимулирующая функция (создание эффективного механизмаперераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимыесекторы экономики).
- Административная функция (прямое административное регулирование рынка, применение санкций).
- Контрольная и надзорная функции (контроль за экономическойбезопасностью рынка, регистрация и контроль за входом на рынок,регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контрольза соблюдением правовых и этических норм).
- Арбитражная функция (разрешение споров между участникамирынка через систему судебных органов).
Таким образом, являясь одним из основных регуляторов фондового рынка, государство способствует выполнению таких задач, как:
- создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаги обеспечение ее открытости для инвесторов;
- формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
- предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
- предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.
Кроме регулятора, государство выступает также в качестве участники рынка ценных бумаг, т.е.:
- является эмитентом облигаций федеральных, субфедеральных имуниципальных займов в лице органов федеральной, субфедеральноймуниципальной власти;
- является инвестором на рынке фондовых инструментов как владелец закрепленных в федеральной и муниципальной собственности Пакетов акций приватизированных предприятий;
- выполняет функции профессионального участника в лице Центрального банка РФ, являющегося посредником в размещении государственных ценных бумаг и в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по продажам акций приватизированных предприятий.
Существуют следующие модели регулирования государством рынка ценных бумаг:
Первый вариант — регулирование фондового рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством так называемым саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример — Франция.
Второй вариант — максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, индивидуальные согласования с участниками рынка, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные, функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример — Великобритания.
Фондовый рынок России имеет сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок.
Это объясняется масштабной приватизацией, в ходе которой значительная часть государственных предприятий становятся акционерными обществами, создаются инвестиционные фонды, осуществляется первичное размещение огромного количества акций приватизированных предприятий, что, в свою очередь, вызывает активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг Госкомимущества, а также смешанной (банковской и небанковской) моделью фондового рынка, в результате чего регулирующими рынок инстанциями выступают одновременно и Центральный банк, и небанковские государственные органы.
- К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
- Высшие органы власти — Государственная Дума, Президент, Правительство;
- Государственные органы министерского уровня — Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Государственный комитет по антимонопольной политике, Государственный страховой надзор.
- ФКЦБ имеет следующие основные полномочия:
Идеология и координация
- разрабатывает основные направления развития фондового рынка;
- координирует деятельность других государственных органов нарынке ценных бумаг.
Установление правил
- устанавливает правила и стандарты работы на рынке ценных бумаг, требования к его участникам, включая технические функции:учет, отчетность, регистраторская, депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность.
Лицензирование, аттестация и регистрация
- лицензирует все виды деятельности на рынке ценных бумаг испециализированные организации на нем;
- регистрирует ценные бумага нерезидентов и иностранных государств.
Контроль и надзор
- контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, создаваемых ими организаций, а также эмитентов;по вопросам выпуска ценных бумаг;
- направляет им обязательные предписания.
Информационное раскрытие,;
- обеспечивает публичное раскрытие информации о российском рынкеценных бумаг (его участниках, эмитентах, ценных бумагах и т.д.).
Образование и исследования
- устанавливает квалификационные требования для лиц, ведущихпрофессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
- содействует развитию образования и организует исследованияв этой области.
Министерство финансов на рынке ценных бумаг является государ-11мшным органом регулирования этого рынка, а также выполняет все функции эмитента по выпуску государственных — на федеральном уровне ценных бумаг.
В качестве последнего Минфин РФ разрабатывает не и п и условия выпуска ценных бумаг, заключает договора на их пер-иичпое размещение, оказывает организационно-техническое воздействие и со дании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос 1м них, определяет цены вторичного размещения и т.п.
Центральный банк России также является государственным органом регулирования фондового рынка, с одной стороны, а с другой — профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами.
В соответствии с Законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также нормативными актами Банка России, им выполняются определенные функции по регулированию рынка ценных бумаг, а именно: установление для банков правил совершения операций на рынке ценных бумаг, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами, лицензирование, ргулирование и контроль операций банков с ценными бумагами (в настоящее время такие операции признаны банковскими и включены в общебанковскую лицензию, поэтому получение специальной лицензии не требуется), регистрация выпусков ценных бумаг банков, регулирование совместно с Минфином РФ выпуска и обращения государственных ценных бумаг, ведение реестра ценных бумаг банков, регистрация и ведение реестра акционерных обществ-банков, подготовка специалистов по ценным бумагам через систему банковского образования.
Кроме этого, в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России регулирует обращение ценных бумаг, валютных ценностей как части банковских, так и небанковских операций. Значительная часть вышеперечисленных регулирующих функций передана Центральным банком РФ своим территориальным управлениям.
Такие важнейшие функции и задачи государственного регулирования фондового рынка, как: создание единой нормативно-правовой базы, способов и параметров регулирования рынка; обеспечение защиты прав участников рынка от недобросовестности, мошенничества; обеспечение открытости информации; отказ от привилегий для отдельных участников рынка, — осуществляются путем прямого вмешательства в функционирование рынка ценных бумаг.
Меры косвенного воздействия государства на фондовый рынок осуществляются через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.
Под общественным регулированием понимают воздействие общества на участников рынка ценных бумаг посредством механизма общественного мнения. Причиной некоторых регулирующих действий со сторон м государства или саморегулируемых организаций нередко является именно общественный резонанс.
Рыночное регулирование — настройка процесса движения фондового капитала под влиянием действия закона стоимости и цен.
Рыночное регулирование тесно связано с рыночным надзором, основным смыслом организации которого является поддержание справедливого и эффективного рынка ценных бумаг, соблюдение этики фондового рынка.
Этика фондового рынка как элемент регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг представляет собой правила добросовестной профессиональной деятельности, основанные на общечеловеческих моральных и нравственных нормах, понимании значимости общественных интересов и необходимости признания и соблюдения в практической деятельности правопорядка всеми профессиональными участниками рынка. С этой целью к организаторам торговли предъявляются требования по разработке мер для предотвращения манипулирования ценами и использования инсайдерской информации.
Под манипулированием ценами понимают действия участников торгов, направленные на создание ложных ценовых ориентиров с целью ввести в заблуждение участников фондового рынка, что в конечном итоге приводит к дестабилизации рынка ценных бумаг.
Манипулирование ценами предполагает:
- осуществление фиктивных сделок с ценными бумагами, т.е. одновременных покупок и продаж ценных бумаг для создания видимойактивности на рынке;
- сделки по договоренности, т.е. совершение двумя контрагентамисделки по заранее оговоренной цене с целью изменить ситуацию нарынке в свою пользу;
- сделки корнеров, совершаемые группой торговцев, сконцентрировавших в своих руках большое количество ценных бумаг данноговида, позволяя им диктовать свои цены;
- тайный сговор профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- использование «утечки информации» о ценных бумагах;
- пулы, т.е. манипулирование ценами на коллективной основе;
- вовлечение других участников торгов в процесс покупки цен бумаг по более высоким ценам путем демонстрации фиктивной тенденции роста курсовой стоимости;
- «отмывание» денег путем заключения договорных сделок купли-продажи ценных бумаг без фактического изменения собственника;
- игнорирование интересов и обман клиентов при совершении сделок;
- продажа/покупка ценных бумаг представителями высшего руководства эмитента до опубликования официальной информации эмитента;
- изменение цен закрытия в свою пользу.
Инсайдерской информацией является информация, недоступная широкой публике. Использование привилегированной информации преследует целью незаконное получение прибыли участниками инсайдерских сделок.
К основополагающим принципам ведения бизнеса на фондовом рынке относятся:
- честность и справедливость;
- надлежащее исполнение профессиональной деятельности;
- обеспечение высокой квалификации персонала организаций -профессиональных участников;
- получение информации о клиентах;
- предоставление информации клиентам;
- регулирование конфликта интересов, под которым следует понимать отсутствие независимости профессионального участника рынкак результате объективных и субъективных обстоятельств (например,финансовое участие профессионального участника в делах клиента).
Поддержание стабильности рынка с помощью рыночного надзора состоит в следующем:
- идентификация манипулирования рынком, использования инсайдерской информации и нарушений правил торговли;
- обоснование манипулирования рынком;
- информирование регулирующих органов с целью расследованиясостоявшихся нарушений, а также в профилактических целях;
- контроль за соблюдением правил добросовестной профессиональной деятельности на фондовом рынке, добросовестной работы с клиентами, ведения внутреннего учета профессиональных участников рынка;
- контроль за соблюдением норм раскрытия информации всемиучастниками рынка, добросовестной деятельности в рекламе на финансовых рынках.
Саморегулирование рынка ценных бумаг осуществляют саморегулируемые организации.
Саморегулирование представляет собой систему санкций со стороны саморегулируемых организаций к нарушениям нормативных требований и стандартов. Саморегулирование является частью системы многоуровневого контроля за деятельностью на фондовом рынке.
Саморегулируемые организации являются добровольным объединением профессиональных участников фондового рынка, действующим на основе федеральных законов на принципах некоммерческой организации.
Основными признаками саморегулируемой организации являются:
- добровольное объединение;
- членство — профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- функции — саморегулирование, установление формальных правил ведения бизнеса;
- отношения с государством — государство передает организации часть своих функций.
Цели саморегулируемых организаций:
- обеспечение условий профессиональной деятельности;
- защита интересов владельцев ценных бумаг и других членов организации;
- установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их соблюдением;
- разработка программ подготовки профессионалов рынка ценных бумаг.
Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой на основе разрешения, выданного Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Саморегулируемая организация регулярно представляет в ФКЦБ отчеты о своей деятельности и другую необходимую информацию.
В России к саморегулируемым организациям относятся Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР- контролирует осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности) и профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД- участвует в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью).
Период становления российского рынка ценных бумаг продемонстрировал его зависимость от экономической нестабильности, уязвимость со стороны недобросовестных и неквалифицированных участников, обнажил и другие недостатки.
Именно это подчеркивает необходимость организации системы, обеспечивающей взаимодействие государственных регистрирующих, надзорных, правоохранительных органов и регуляторов рынка.
Источник: https://monographies.ru/en/book/section?id=3823
Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России
Как известно, рынок ценных бумаг (фондовый рынок) является частью финансового рынка. Его цель аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.
Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг.
С учетом того, что в течение последних десятилетий нарастает тенденция замещения многих форм финансовых ресурсов, таких, как банковский кредит и другие, выпуском ценных бумаг, фондовый рынок становится важнейшим сегментом финансового рынка.
Данный процесс называется секьюритизацией. Он проявляется в том, что в мировом масштабе преобладающая доля финансовых активов существует в виде ценных бумаг. К концу XX в.
величина ресурсов в виде наличных денег и средств на текущих и срочных счетах в банках равнялась почти 20 трлн. дол., размер мирового ВВП достигал примерно 30 трлн. дол., а объем мировых рынков ценных бумаг составлял около 72 трлн. дол.
- Подобная ситуация объясняется тем, что рынок ценных бумаг предоставляет экономическим субъектам широкий набор инструментов для привлечения денежных ресурсов или их выгодного размещения на самых разных условиях, что позволяет учитывать все многообразие интересов и возможностей эмитентов, инвесторов и посредников.
Государство на рынке ценных бумаг выступает в следующих качествах:
- инвестора;
- эмитента;
- профессионального участника;
- регулятора;
- верховного арбитража в спорах между участниками рынка.
Инвестиционная деятельность государства — это поддержка субъектов предпринимательской деятельности путем прямых государственных инвестиций в их уставные капиталы, деятельность по управлению пакетами акций, находящимися в государственной собственности, использование акций, находящихся в государственной собственности, и производных от них инструментов для развития и активизации национального фондового рынка.
Инвестиционная деятельность государства предполагает тесное взаимодействие органа по регулированию рынка ценных бумаг с другими государственными органами, на которые возложены функции по проведению экономической, финансовой, фискальной политики, а также функции по управлению имуществом, находящимся в государственной собственности.
Выпуск (эмиссия) государственных ценных бумаг является не менее важным видом деятельности государства на рынке ценных бумаг.
Рынок государственных ценных бумаг является базовым сектором финансовой системы любого развитого государства и позволяет решать такие важные макроэкономические задачи, как финансирование перспективных государственных инвестиционных проектов, текущих бюджетных нужд; поддержание ликвидности банковской системы в рамках реализации задач денежно-кредитной политики; предоставление банковской системе инструментов управления собственной ликвидностью. Государственные ценные бумаги — форма существования государственного внутреннего и внешнего долга.
Выпуск в обращение государственных ценных бумаг может использоваться и для регулирования экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т. д.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг — многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.
Вообще система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования. В мировой практике различают следующие модели регулирования рынка ценных бумаг:
– Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.
– При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:
– разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов; – разработку стандартов — набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструментам и т.п.; – регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка.
Задачами государственного регулирования являются:
– реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг; – обеспечение безопасности рынка ценных бумаг для профессиональных участников и клиентов; – создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.
Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления страной и автономии регионов. В странах с федеративным устройством часть полномочий государства на рынке ценных бумаг передана территориям. Общей тенденцией является создание самостоятельных ведомств (комиссий) по ценным бумагам, регулирующих фондовые рынки.
Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПАРТАД, НАУФОР, НФА), с другой стороны.
Cмешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты сложилась в России стихийно. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков).
Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:
- разработка концепции развития рынка, осуществление программы ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов; – концентрация ресурсов (государственных и частных) в первую очередь для развития инфраструктуры рынка;
- контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);
- установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм;
- создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
- создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
- предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного, налогового); – регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвлекаемых на покрытие непроизводительных расходов государства; – разработка и регистрация общих правил функционирования рынка ценных бумаг;
- арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг; – налогообложение.
- На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.
На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами.
Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:
- регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии; – лицензирование деятельности профессиональных участников рынка; – аттестация специалистов инвестиционных институтов; – страхование инвесторов; – аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов; – надзор и контроль за проведением фондовых операций; регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
- –раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.[7]
- В современной России в роли главного регулирующего и контролирующего органа на рынке ценных бумаг выступает Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР). ФСФР России создана в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и действует на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317, и находится в ведении Правительства Российской Федерации.
В соответствии с нормативными правовыми актами ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж и находится в ведении Правительства Российской Федерации.
ФСФР руководствуется в своей деятельности Конституцией Россий-ской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о ФСФР.[5]
Осуществляет свою деятельность ФСФР непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Основные полномочия ФСФР
- 1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам сферы деятельности Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
- 2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты:
- – по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов цен-ных бумаг эмитентов, по утверждению единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; – по утверждению обязательных требований к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг; – по утверждению обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативов достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; – по утверждению норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; – по определению порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации; – по утверждению требований к структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов; – по утверждению порядка регистрации правил негосударственных пенсионных фондов и изменений в них, стандартов раскрытия информации и форм отчетности негосударственных пенсионных фондов;
- 3. на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Служба осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:
- – регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг), правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, правила доверительного управления ипотечным покрытием, правила негосударственных пенсионных фондов, документы профессиональных участников рынка ценных бумаг; – осуществляет уведомительную регистрацию негосударственных пен-сионных фондов, подавших заявление об осуществлении деятельности по обязательному негосударственному пенсионному страхованию в качестве страховщика; – осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы, принимает решение о приостановлении действия или об аннулировании соответствующих лицензий; – осуществляет аккредитацию организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в сфере деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, и принимает решение об отзыве аккредитации; – контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; – приостанавливает эмиссию ценных бумаг; – проводит проверки эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев, деятельности жилищных накопительных кооперативов, проводит контрольно-ревизионные мероприятия в отношении бюро кредитных историй;
- выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, и др.;
- запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг, назначает временную администрацию и принимает решение о прекращении деятельности временной администрации в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- едет реестр аттестованных лиц, аннулирует квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Соотношение государственного контроля над деятельностью участников фондового рынка и контроля со стороны саморегулируемых организаций определяется общими направлениями государственной политики на рынке ценных бумаг и особенностями государственного режима.
Поскольку ключевую роль в регулировании отношений на фондовом рынке в России играет государство, то приоритетными задачами государства для успешного развития рынка ценных бумаг в современных условиях являются:
– совершенствование правового регулирования на финансовом рынке; – повышение его емкости и прозрачности; – обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры; – формирование благоприятного налогового климата для участников рынка; – снижение инфляционных процессов в экономике страны; – устранение пробелов в российском законодательстве, а также приведение нормативной базы в соответствие с международными стандартами.
Источник: http://www.ekonomika-st.ru/f-kredit/rzb/rzb-1.html