Необходимость выпустить облигации возникает для привлечения дополнительного финансирования. К этому инструменту прибегают как частные компании, так и государство. Применение подобного рода источника средств позволяет привлечь инвестиции для развития своей компании на выгодных условиях за короткий срок, исключая необходимость банковского кредитования.
Процедура по первичному размещению ценных бумаг юридическим лицом представляет собой эмиссию облигаций. Ее цель – привлечение заемного капитала. Как долговая ценная бумага, она закрепляет право инвестора на возврат денег и получение прибыли за определенный промежуток времени.
Выпускается два типа облигаций: купонные и дисконтные, отличающиеся способом получения прибыли. Купонные облигации подразумевают получение дохода по фиксированной ставке, размер которой указан в утвержденном решении о выпуске ценных бумаг.
Прибыль по дисконтным ценным бумагам представлена разницей между ценой покупки и ценой гашения.
Суммарная номинальная стоимость всех выпущенных кредитной организацией облигаций не может превышать уставного капитала эмитента либо обеспечения, предоставляемого сторонними лицами.
Выпуск регламентирован на законодательном уровне, поэтому от компании-эмитента требуется соблюдение ряда требований:
- финансовое обеспечение должно быть достаточным для покрытия обязательств на момент эмиссии;
- стоимость облигации не превышает номинал уставного капитала АО;
- срок деятельности компании не должен быть менее 3х лет;
- до эмиссии надлежащим образом должно быть принято два годовых баланса АО.
Произвести эмиссию допускается в форме открытой и закрытой подписки. Если эмитент публикует подписку в открытой форме, то право покупки ценных бумаг закрепляется за неограниченным кругом лиц. Закрытая подписка подразумевает ограниченное право на покупку для строго определенного круга лиц. Информацию об этом можно найти в решении о выпуске облигаций.
Важно! Приобретение облигации означает, что инвестор, ставший ее владельцем, является кредитором, а не собственником эмитента, что существенно отличает данный процесс от покупки акций. Для покупателя это означает снижение финансовых рисков, для продавца – возможность сохранять контроль над руководством компанией.
Подробнее: об отличиях инвестирования в акции и облигации.
Кто может выпускать облигации, порядок размещения и регистрации
В России выпуск ценных бумаг в виде облигаций осуществляется на государственном уровне, а также частными объединениями (акционерными обществами, ООО). Индивидуальные предприниматели (ИП) не вправе выполнять эмиссию ценных бумаг при необходимости привлечения средств для предпринимательской деятельности.
В 2018 году в России продолжает набирать популярность идея распространения ценных бумаг среди максимально широкого круга лиц. Государству необходимо активное привлечение капитала для поддержки экономики в условиях финансового кризиса. Облигации федерального займа выпускаются с целью привлечь наличные денежные накопления населения, поэтому они получили название «народные».
Эмиссию ОФЗ осуществляет Министерство финансов. Они выпускаются установленного образца с обязательным приложением сертификата. Срок вклада по ОФЗ составляет от 12 месяцев до 50 лет.
Минимальная стоимость государственной облигации – 1 тысяча рублей, доход не облагается налогом.
Усиление кризиса увеличивает шансы понижения стоимости приобретенных облигаций, что чревато их обесцениваем и возможностью продать имеющеюся ценную бумагу по себестоимости.
Процедура эмиссии проходит в несколько этапов:
- Эмитентом принимается решение о размещении, для АО потребуется согласие совета директоров.
- Официальное подтверждение решения о выпуске облигаций.
- Регистрация в соответствии с законодательством, оплата госпошлины и комиссии Московской межбанковской валютной бирже и Национальному депозитарному центру.
- Обеспечение публичного доступа.
- По результатам выпуска и реализации регистрируется и публикуется полный отчет.
Отражение в бухучете
Для понимания того, каким образом отражается информация об облигациях в бухучете, стоит обратиться к ГК РФ.
В гражданском законодательстве РФ выпуск и реализация облигаций определяется в виде одной из форм договора займа.
Эмитент учитывает суммы облигационных займов на счетах 66 и 68: «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Задолженность формируется по номинальной стоимости облигаций.
Сумма дисконта – это часть прочих расходов (счет 91-2) за те отчетные периоды, когда происходят начисления при реализации дисконтных облигаций.
На счете «Расходы будущих периодов» предварительно указывается информация о дисконтах, что необходимо для равномерного включения сумм, причитающихся к уплате инвестору в качестве дохода по проданным облигациям, и для дальнейшего списания их равнозначными долями на протяжении времени действия договора.
Пример проводки
ОАО «Шторм» проводит эмиссию на сумму 2 млн руб. с дисконтом в 20%, длительность обращения составит 1 год. В бухгалтерском учете это отражается следующим образом:
Дебет 51 | Кредит 67 | 1 млн 800 тыс. руб.- поступили средства от размещения |
Дебет 97 | Кредит 67 | 200 тыс. руб. – отражена сумма дисконта |
Дебет 91 | Кредит 97 | 16,7 тыс. руб. (200 тыс.руб./12) – подобный расчет актуален при ежемесячном списании дисконта |
Дебет 67 | Кредит 51 | 2 млн рублей – погашение облигаций в конце срока их обращения |
Бухгалтерская отчетность должна отражать информацию о видах, сроках погашения, объеме размещенных облигаций, суммах затрат, включенных в прочие расходы.
Преимущества и недостатки выпуска облигаций компанией
Выпуск облигаций для юридических лиц – это один из самых надежных способов привлечения капиталовложений для своего дальнейшего развития. Подобный финансовый инструмент позволяет получить средства без потери управления.
Кроме того, заимствование осуществляется без необходимости залогового обеспечения и всякого рода поручительств. Снижение банковского участия в финансовой политике компании увеличивает рентабельность ее работы и экономит средства.
Преимущества:
- Эмитент самостоятельно назначает величину процентной ставки, которая может отличаться в большую и меньшую сторону по сравнению с банковской. Если она ниже – это выгодно для выпускающей стороны, если выше ставки по депозитам, то заинтересует покупателя.
- Регулирование длительности обращения на рынке ценных бумаг, которая может варьироваться от 1 года до 5 лет. Займы с небольшим сроком обращения позволяют решить финансовые вопросы за короткий промежуток времени. Это условие привлекательно и для инвесторов, планирующих получить быструю прибыль от своих вложений.
- Возможность привлечь большие средства, чем при взятии кредита в банке.
- Организация-эмитент имеет право определить круг потенциальных инвесторов, тем самым сохраняя независимость в выборе кредитора.
При всех положительных сторонах выпуск облигаций имеет свои недостатки, которые необходимо учитывать при решении об их эмиссии. Выпуск облигаций требует определенных финансовых затрат. Итоговая сумма включает разнообразные расходы:
- госпошлина и комиссии;
- информирование посредством периодических печатных изданий, проведение рекламных акций и презентаций;
- комиссионное вознаграждение за услуги андеррайтера — для успешной реализации выпущенных облигаций и их эффективного сбыта потребуются услуги фирм-посредников на рынке ценных бумаг, которые найдут потенциальных инвесторов;
- юридические услуги.
Также к существенным минусам следует отнести тот факт, что эмиссия на небольшую сумму не приносит ожидаемых дивидендов. Эксперты прогнозируют получение прибыли от выпуска облигаций, если их общая стоимость составит не менее 300 млн руб. Однако при всех существенных недостатках финансовые затраты на обслуживание долга по облигациям существенно ниже, чем при взятии кредита.
О всех вариантах привлечения средств в бизнес, в том числе о выпуске облигаций — видео ниже.
Источник: https://finansy.guru/investitsii/obligatsii/vypustit.html
Российская компания впервые выпустит зеленые евробонды
Средства, полученные от продажи бумаг, пойдут на покупку электровозов или пассажирских электропоездов /РЖД
РЖД готовится разместить первый выпуск зеленых облигаций в евро, следует из проспекта эмиссии компании («Ведомости» ознакомились с документом, его содержание подтвердили два инвестора, получивших документ от организаторов сделки).
Срок обращения бумаг составит от 7 до 10 лет, организаторы размещения – J.P. Morgan, Unicredit и «ВТБ капитал». Встречи с инвесторами начнутся 13 мая и пройдут в Лондоне, Франкфурте, Амстердаме и Мюнхене, говорится в документе.
Средства, полученные от продажи бумаг, пойдут на покупку электровозов или пассажирских электропоездов, следует из проспекта.
Представитель РЖД подтвердил «Ведомостям» намерение РЖД разместить зеленые еврооблигации, но детали раскрыть отказался.
РЖД станет первой российской компанией, выпустившей зеленые евробонды, говорит исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светлана Бик. Эмитенты таких облигаций могут направить полученные с их помощью средства, к примеру, на переход к использованию возобновляемых источников энергии или уменьшение вредных выбросов, указывает она.
В России такие бумаги пока редкость: единственный такой выпуск в декабре 2018 г. разместила компания «Ресурсосбережение ХМАО». Она привлекла 1,1 млрд руб. на создание полигона для размещения и обработки твердых коммунальных отходов в Ханты-Мансийском округе.
О планах разместить зеленый выпуск облигаций говорил в апреле первый заместитель гендиректора РЖД Вадим Михайлов: «Это является очень хорошим и правильным трендом, потому что железнодорожный транспорт является самым экологически чистым в мире. Это приветствуется и коллегами за рубежом, и уже нашими инвесторами. Такой пилотный выпуск мы хотим провести в ближайшие, наверное, 3–4 месяца». Но тогда Михайлов говорил о рублевых облигациях, уточняет представитель РЖД.
В мировой практике сложилось несколько условий, которые должны соблюдать эмитенты зеленых облигаций, рассказывает Бик: выпуск должен соответствовать принципам международной ассоциации рынков капитала ICMA в области зеленого финансирования, подтвердить это должен внешний эксперт. Компания в целом должна демонстрировать приверженность зеленой политике (к примеру, по возможности работать с более «экологичными» партнерами) и регулярно отчитываться об использовании средств, полученных с помощью зеленых бондов.
Выпуск РЖД соответствует этим принципам, экспертизу проводила нидерландская консалтинговая компания Sustainalytics, указано в проспекте.
Большую часть зеленых облигаций выпускают государственные и квазигосударственные структуры, но в последнее время компании тоже проявляют активность, отмечает Бик. Разместив такие бумаги, они могут претендовать на льготы со стороны государства: компенсацию расходов на подготовку выпуска, субсидирование части купона, налоговые льготы.
Российские власти готовы субсидировать расходы по купонным выплатам рублевых зеленых облигаций – правительство утвердило соответствующее постановление в конце апреля. Деньги для субсидирования до 90% расходов на выплату купона будут выделяться в рамках нацпроекта «Экология». Субсидии смогут получить проекты, прошедшие отбор. Максимальный размер каждого выпуска – 30 млрд руб.
Выпускать зеленые облигации может быть выгодно и по другим причинам.
Это позволит диверсифицировать круг инвесторов, полагает аналитик BCS Global Markets Юрий Голбан: у ряда зарубежных фондов в инвестиционных декларациях прописаны ограничения по объектам вложений с точки зрения их экологичности.
«А более широкий круг инвесторов, по сравнению с обычными евробондами, позволит РЖД более гибко управлять параметрами размещения, увеличить объем или срок выпуска или снизить ставку», – резюмирует он.
Для РЖД это актуально: монополия активно использует еврооблигации для привлечения средств на рынке. К концу 2018 г. они составляли 33% кредитного портфеля компании.
Последний раз РЖД выпускала евробонды в апреле этого года – на 20 млрд руб., со ставкой купона 8,8% и погашением в 2025 г.
РЖД декларирует заботу об экологии. Монополия планирует к 2025 г. уменьшить выброс загрязняющих веществ на 18%, парниковых газов – на 4,5%, загрязненных сточных вод – на 18%, говорится в ее долгосрочной стратегии. Также РЖД хочет использовать меньше водных ресурсов (на 20%) и перерабатывать больше отходов (на 2,4%).
В 2019–2025 гг. на приобретение нового и модернизацию существующего подвижного состава (грузового, моторвагонного, тягового) РЖД планирует потратить 667,57 млрд руб., говорится в долгосрочной стратегии развития госмонополии. В частности, до 2025 г. РЖД хочет купить около 5000 локомотивов, сообщала компания в прошлом году. В 2018 г.
было закуплено почти 600 локомотивов на 79,3 млрд руб. – 348 электровозов (пассажирских и грузовых) и 249 тепловозов (пассажирских, грузовых и маневровых – как правило, они работают на дизельном топливе).
Всего у РЖД около 20 000 локомотивов, из которых электровозы составляют более 50%: они перевозят 85% грузов и 86% пассажиров, приводит данные представитель РЖД.
В парке холдинга также около 12 000 вагонов электропоездов.
Курсируют более 200 скоростных и высокоскоростных электропоездов разных моделей и с разным количеством вагонов – «Сапсан», «Ласточка», «Аллегро», «Стрижи», и компания планирует увеличивать их парк.
В частности, предполагается покупка 11 «Сапсанов», а также 27 вагонов для увеличения составности имеющихся 16 поездов, обсуждается возможность закупки двухэтажных «Ласточек». Размеры будущих контрактов не раскрываются.
Первый контракт с РЖД предполагал поставку восьми электропоездов «Сапсан» стоимостью 276 млн евро плюс сервис на 300 млн евро. Стоимость второго заказа на восемь «Сапсанов» с учетом технического обслуживания – около 600 млн евро. Все эти поезда были произведены в Германии, а новые могут быть локализованы в России.
По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, новый контракт на закупку «Сапсанов» может обойтись примерно в 800–850 млн евро, с учетом сервисного обслуживания.
Источник: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/05/08/801079-rossiiskaya-kompaniya-vpervie
Как выпускаются облигации юридическими лицами
Законы РФ предоставляют право оперировать ценными бумагами и гражданам, и организациям. Во втором случае важно знать, каким образом осуществляется выпуск облигаций юридическим лицом, кому предоставляется такая возможность и с какой целью.
Для чего необходимо выпускать облигации
Главная причина, по которой организации идут на выпуск облигаций – это недостаток денежных средств в обороте и необходимость в займе для реализации каких-либо проектов. Это может быть очень актуально для малого и среднего бизнеса, желающего укрупниться путем коммерческих и правовых изменений. Т. е. по сути, выпуск облигаций с последующей их продажей – это процедура кредитования.
Облигации, выпускаемые ООО, могут быть:
- Именными в документарной или бездокументарной форме.
- Обеспеченными – это бумаги, для которых обеспечение предоставляет само общество или банк, а также необеспеченными, т. е. имеющие повышенные риски по причине отсутствия имущественного обеспечения.
- Конвертируемыми и неконвертируемыми, т. е. с возможностью их вложения в акции или без таково.
Основные правила выпуска
Следует понимать, может ли ООО выпускать облигации. В качестве лица, эмитирующего облигации, может выступать государство или организация.
Если речь идет о некоммерческих структурах, то им такое право предоставляется лишь при наличии обеспечения по государственным правовым актам. Имеется такое право и у ООО согласно ст. 31 ФЗ № 14 (от 08.02.1998 г.).
Общества в качестве эмитентов подчиняются правилам, изложенным в ФЗ № 39 о рынке ценных бумаг.
Если ООО выпускает облигации, то к соблюдению обязательны следующие условия:
- Эмиссия допускается только лишь после полной оплаты уставного капитала.
- Для каждой ценной бумаги необходимо определить ее номинальную стоимость.
- Общий номинал всех траншей, находящихся в обороте, не может превышать размер уставного капитала ООО.
- Если собственного обеспечения бумаг у общества недостаточно, то его могут предоставить третьи лица.
- При условии недостаточности собственного обеспечения и отсутствия такого от иных сторон облигации разрешено эмитировать, но не ранее, чем через 3 года после регистрации ООО в ЕГРЮЛ и только при условии отсутствия претензий к организации у контролирующих налоговых органов.
Вне зависимости от лица, выпускаемого облигации, должны соблюдаться главные правила процедуры
Основные этапы
Нормативов, которые бы определяли очередность шагов по выпуску облигации ООО, не существует. Поэтому общий пошаговый порядок может быть немного смещен и носит более рекомендательный характер, чтобы заинтересованное лицо не запуталось в последовательности действий.
Подготовительный этап связан с обязательной оплатой уставного капитала в полном объеме. Причина кроется в потребности государства иметь гарантии обеспечения бумаг.
Источник: https://MoyDolg.com/obligacii/vypusk-jurlicom.html
Трагическая история облигаций в России: народные ОФЗ вызвали подозрение
Первый выпуск ОФЗ для физических лиц намечен на 1 апреля. И государство шутить не собирается. По словам Силуанова, эти ценные бумаги должны стать реальным инструментом заработка для самого широкого круга населения.
Причем, по замыслу Минфина, инвестировать свои кровные в облигации будет гораздо выгоднее, нежели хранить деньги на депозитах. Их среднегодовая доходность составит 8,5% (за первый год — 7,5%), что где-то на 1% выше аналогичного показателя банковских вкладов.
Чтобы развеять сомнения, министр финансов обещает сам прикупить такие ценные бумаги.
Впрочем, недоверие к «народным ОФЗ» все-таки остается. Как показывает история, выпуск облигаций для физических лиц в нашей стране практически никогда не наполнял карманы населения дополнительными доходами. Достаточно вспомнить практику размещения «народных» облигационных займов в СССР.
В Советском Союзе до 1957 года, когда была свернута такая программа, было выпущено примерно 65 серий таких ценных бумаг.
Сначала, в 1920-е годы, таким способом государство боролось с «советскими капиталистами» — нэпманами: всех, кто смог заработать определенный финансовый капитал, в обязательном порядке заставляли вкладываться в такие займы.
Потом облигации стали доступны всему населению. Причем на первых порах это было относительно выгодно. Для ликвидности первых «народных» облигаций (их покупка была уже добровольным делом каждого) государство обещало по ним высокую доходность — до 12%.
Облигации также можно было оставлять в качестве залога под банковские ссуды, ими разрешили рассчитываться по налогам и даже оплачивать поездки на транспорте. Но счастье длилось недолго.
Вскоре гражданам пришлось покупать облигации на принудительной основе — за счет средств населения советское правительство десятилетиями решало свои финансовые проблемы. А чтобы не возникало случаев уклонения от такого обязательства, бумаги выдавали вместо заработных плат.
Затем последовали и другие ограничительные меры — доходность облигаций снизилась до 3–4%, конвертация в бумаги новых займов проходила с коэффициентом 3 к 1, а их погашение было отсрочено на 20–30 лет.
В результате многие обладатели бумаг так и не дождались возможности получить обещанные деньги — после развала СССР облигации превратились в обычную макулатуру. Только единицам удалось получить законный доход. И не в российской инстанции, а в Европейском суде по правам человека. Житель нашей страны, обладавший облигациями Государственного внутреннего выигрышного займа, выпущенного в 1982 году, отсудил у российского правительства 1,2 тыс. евро.
Провалом закончился выпуск «народных» ОФЗ и в современной России. В 1993 году правительство выпустило государственные краткосрочные облигации, доход которых составлял разницу между ценой погашения и ценой покупки. Другими словами, ЦБ продавал облигации существенно ниже номинала, а Минфин выкупал по номиналу. Доходность по ним доходила до 30–50%.
Однако эти бумаги только носили статус «народных». На деле их можно было купить только на аукционе, для чего необходимо было располагать серьезным капиталом. При этом многие обычные люди, даже не понимая, что такое ГКО, напрямую участвовали в этом процессе. Самым серьезным источником средств для обслуживания казначейских облигаций являлся федеральный бюджет, пополняемый налогами.
Население исправно платило налоги, акцизные и другие фискальные сборы, но месяцами сидело без зарплат. А государство посредством этих облигаций строило настоящую финансовую пирамиду.
И итог этого процесса оказался таким же, как и у всех финансовых пирамид: через пять лет поступлений в бюджет для расчета государства по ГКО стало не хватать, по ним был объявлен дефолт, а Россия погрязла в финансовом кризисе.
Нынешний выпуск ОФЗ, конечно, вряд ли приведет к таким трагическим последствиям. Но и заработать на них у большинства физических лиц, на которых рассчитаны бумаги, вряд ли получится.
Эксперты видят здесь сразу несколько рисков для граждан. Во-первых, хотя номинал одной облигации составляет всего 1 тыс.
рублей, купить их можно только лотами, минимальный порог которых составляет 30 тыс. Для министра Силуанова, вероятно, это не станет проблемой.
В отличие от рядового россиянина, средняя зарплата которого по итогам 2016 года составила, согласно Росстату, немногим более 36 тыс.
Во-вторых, как отмечают эксперты, государство через год может принудительно выкупить эти облигации и оставить покупателя с доходностью в 7,5%. Если отнять 4% прогнозируемой инфляции, то выигрыш получится чисто символическим для 12 месяцев ожидания — 3,5%. Для того, кто вложится на 30 тысяч, — чуть более 1 тыс. рублей.
В-третьих, по словам директора аналитического департамента «Альпари» Александра Разуваева, несмотря на то что на первых порах вторичный рынок ОФЗ не предусмотрен, впоследствии перепродажу этих ценных бумаг могут разрешить.
Тогда, возможно, повторится ситуация с облигациями государственного сберегательного займа, которую мы наблюдали в 1990-е годы. Крупные банки будут выставлять котировки одновременно на покупку и на продажу.
То есть выступят фактически в роли спекулянтов: сами будут по дешевке скупать бумаги у граждан, а затем продавать их дороже заинтересованным финансовым структурам.
Источник: https://www.mk.ru/economics/2017/02/28/tragicheskaya-istoriya-obligaciy-v-rossii-narodnye-ofz-vyzvali-podozrenie.html
Выпуск облигаций: для чего он нужен компаниям?
Многие компании, которые обладают внушительными капиталами, но требуют таких же значительных средств на развитие, приходят к такому способу финансирования, как корпоративные облигационные займы. Ими пользуются и банки, и крупные торговые сети, и операторы связи, поскольку по сравнению с другими видами привлечения инвестиций у облигаций есть ряд преимуществ.
Самое главное — при помощи выпуска облигаций можно привлечь большой объем средств (оператор связи МТС, например, в 2009 году выпустил подобного рода ценные бумаги на 15 млрд. руб.).
Если сравнивать с другими способами финансирования, облигационные займы имеют более выгодные процентные ставки.
Выпуск облигаций означает для компании выход на более высокий уровень и повышает ее инвестиционную привлекательность. Только компании с высоким кредитом доверия могут позволить себе этот инструмент финансирования.
Облигации — это ценные бумаги, которые удостоверяют заем между заемщиком и кредитором, то есть между компанией, выпустившей облигацию, и инвестором.
Эмитент обязан выплачивать держателю облигации определенный доход в виде процента от номинальной стоимости или имущественного эквивалента. Кроме того, по окончании оговоренного срока корпорация должна вернуть сумму, которую инвестор в нее вложил (номинал облигации).
Таким образом, облигация — это, по сути, бумага, удостоверяющая получение кредита от определенного лица и подтверждающая обязательства компании.
Надо понимать, что получение облигационного займа требует от компании и определенных затрат, причем немалых.
Перед размещением облигаций обязательно проведение всевозможных маркетинговых и пиар-акций, пресс-конференций, презентаций, встреч с инвесторами.
Только повышенная медиаактивность способна привлечь внимание людей, обладающих капиталами, и только она способна создать нужный фон для столь значимого для компании шага.
Подготовка к выпуску облигаций — достаточно долгий и трудоемкий процесс. В организационном плане необходимо сделать множество вещей:
- разработать структуру займа (программу долгового финансирования);
- подготовить эмиссионные документы;
- определить оптимальное время размещения;
- заранее найти потенциальных инвесторов;
- провести маркетинговые мероприятия;
- согласовать условия выпуска и документов с ММВБ и НРД.
Перед размещением происходит государственная регистрация выпуска и проспекта ценных бумаг. После размещения необходима государственная регистрация отчета об итогах выпуска облигаций. Облигации отличаются по срокам выпуска, статусу заемщика, целям и способам погашения. Период от подготовки облигационного займа до вывода ценных бумаг на вторичный рынок составляет примерно три месяца.
Кроме выпуска рублевых облигаций можно прибегнуть к таким способам финансирования, как еврооблигации или кредитные ноты (credit linked notes, CLN).
Еврооблигации — отличное средство для привлечения зарубежного заемного капитала, однако они доступны далеко не всем компаниям.
Еврооблигации требуют от заемщика получения международного кредитного рейтинга, а также предполагают почти полное раскрытие информации. CLN такие условия не ставит и является, по сути, неким средним между рублевыми и еврооблигациями.
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник: https://kontur.ru/articles/271
Зачем Минфин снова заманивает граждан облигациями федерального займа
Правительство намерено в апреле выпустить облигации федерального займа (ОФЗ) для населения. Цель – заимствования на внутреннем рынке. Стоит заметить, что в России власти в момент финансовой нестабильности вспоминают о том, что деньги в долг можно взять и у населения. Практика же показывает — этот долг почти никогда не возвращался.
Дольше владение — выше купон
Покупая облигации федерального займа, гражданин одалживает деньги государству на определенный срок. Владелец ОФЗ получает купонный доход (обычно раз в полгода) на протяжении всего срока действия облигации. После его истечения первоначальная стоимость самой облигации возвращается.
Гособлигации для населения, по замыслу Минфина, будут отличаться от «классических» ОФЗ. Например, их нельзя продать, а можно будет только предъявить к выкупу. Произойти это может не раньше, чем через год владения, и только при условии потери части купонного дохода. Ставка же купона будет сопоставима с обычными ОФЗ.
По словам министра финансов Антона Силуанова, планируется, что выпуск облигаций федерального займа для населения произойдет уже в апреле.
Предполагаемая доходность бумаг — 8,5%. Облигации будут выпускаться раз в полгода, срок обращения составит три года. В свою очередь купон будет выплачиваться два раза в год без корректировки на инфляцию. Как пояснил Антон Силуанов, чем дольше человек будет иметь бумагу, тем выше будет купон.
Объем первого выпуска ОФЗ для населения составит 20 млрд рублей. Народные облигации можно будет приобрести через Сбербанк, ВТБ-24. Инвестор может вложиться в объем от 30 тыс. руб. до 25 млн руб. в одном выпуске. Иными словами, расчет сделан в большей степени на пенсионеров и людей с небольшим достатком.
Благие намерения
Как сообщают СМИ, вдохновил чиновников советский опыт хождения облигаций госзайма, когда облигации можно было приобрести на почте. Поэтому решено, что сегодня необходим надежный финансовый инструмент, без всякой игры на волатильности и рыночных рисков. Он должен дать возможность купить бумагу сегодня, а завтра вернуть деньги с прибылью.
Для того, чтобы доказать, что этот финансовый инструмент надежен, Антон Силуанов сам намерен приобрести ОФЗ для населения. Его поддержал глава Сбербанка Герман Греф, который в свою очередь, также пообещал вложиться в народные облигации.
Герман Греф пояснил: если он будет продавать, то, наверное, будет и приобретать. «Нельзя продавать то, что ты сам не готов покупать», — пояснил свою позицию глава Сбербанка.
Печальный опыт
Стоит напомнить о печальном опыте для населения существования облигационных займов. Всего в СССР было выпущено порядка 65 облигационных займов, и большая часть из них находилась в обращении до 1957 года.
После 1930 года подписка в рассрочку на облигации фактически стала принудительной. Происходило это по простой схеме — на предприятия и колхозы из сберегательных касс поступали инструкции о порядке размещения займа, а также бланки для учета, оформления и авансовая сумма облигаций. По понятным причинам в тот момент практически не было людей, которые бы отказались от приобретения облигаций.
Для того, чтобы как-то разобраться с долгами перед гражданами, в 1930–1941 годах была проведена унификация всех облигаций. Срок займов повысился до 20 лет, погашение отложено на срок до 19 лет, а доходность снижена до 3–4% годовых.
В конце 1950-х годов вышло так, что текущие расходы по обслуживанию всех выпущенных государственных займов превысили поступления в бюджет от размещения новых ценных бумаг. В итоге государство по своим обязательствам так и не расплатилось.
А обесцененные и никчемные бумажки еще долго пылились в сундуках.
Наконец, вспомним о сравнительно недавних событиях. Так, в мае 1994 года Минфин выпустил облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Облигации были выпущены пятью траншами со сроками погашения от одного года до 15 лет. Но государство по ним также не расплатилось.
Единственным долгом, который погасил Минфин, стали государственные краткосрочные облигации (ГКО): дефолт по ним был объявлен в августе 1998 года. ГКО, по сути, были пирамидой. И как в любой пирамиде проигравших оказалось больше, чем выигравших.
Причем выиграли те, кто тогда располагал инсайдерской информацией.
Физическим лицам облигации погашались строго по номиналу до 1 января 1999 года. Правда, их владельцам никакой радости это не принесло, ведь на 1 января 1999 года стоимость рубля за этот же период снизилась с 6,5 рубля до 20,65 рубля за доллар.
Сомнительное предложение
В свою очередь эксперты сомневаются, что ОФЗ для народа могут быть привлекательными. Глава департамента рынков долгового капитала Росбанка Антон Кирихин полагает — особой выгоды покупка ОФЗ для населения не дает.
Например, доходность госбумаг с погашением в 2021 году сейчас составляет около 8,4 % годовых.
Руководитель департамента рынков долгового капитала BCS Global Markets Алексей Куприянов заявил, что не усматривает какого-то преимущества нового финансового инструмента, по сравнению с классическим ОФЗ.
Чем же в этот раз Минфин собирается завлечь граждан? По словам Антона Силуанова, бумаги должны конкурировать с депозитами, в первую очередь, своей надежностью. Министр финансов пояснил: объем вложений в ОФЗ на 100 процентов будет гарантирован государством, и никаких дисконтов тут не предусмотрено.
Но сомнения по поводу надежности нового финансового инструмента все-таки присутствует. Старший аналитик Альпари Роман Ткачук напоминает о том, что люди еще хорошо помнят о дефолтах 91-го и 98-го годов. Тогда вложения в государственные ценные бумаги привели к огромным убыткам.
Да, сегодня в российской экономике ситуация более менее стабильна. Цены на нефть находятся на высоком уровне. Но предсказать, как будут они вести себя завтра, достаточно сложно.
Нельзя сбрасывать со счетов и действующие против России санкции. А раз так, необходим механизм привлечения на внутренний рынок денег населения.
Другой вопрос, сможет ли правительство изменить практику существования займов в стране.
Заведующий кафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Константин Ордов, напоминает, что
рост ОФЗ в последние годы частично финансировался за счет накопительной части пенсионных отчислений.
По словам эксперта, накопительную часть де факто экспроприировали, но механизм наращивания внутреннего долга уже остановить невозможно, требуется поиск новых финансовых источников. Видимо, ими и должны стать теперь сбережения граждан.
«Я очень с большой опаской смотрю на эту перспективу, понимая, что в условиях отсутствия эффективной финансовой системы данные средства не смогут быть использованы для развития производства. Без производства рассчитывать на возврат этих средств не приходится»,- полагает Константин Ордов.
Выпуск облигаций федерального займа для населения, который Минфин планирует запустить в апреле этого года, станет тестом для государства по исполнению обязательств перед гражданами, говорится в выпуске мониторинга экономической ситуации в России, подготовленном РАНХиГС, Институтом Гайдара и ВАВТ.
В свою очередь Роман Ткачук обратил внимание на примечательную привязку выпуска к апрелю — «месяцу дураков». Эксперт выражает надежду на то, что российское правительство все же не принимает за таковых своих граждан.
Источник: https://versia.ru/zachem-minfin-snova-zamanivaet-grazhdan-obligaciyami-federalnogo-zajma
Облигации или кредит?
На сегодняшний день почти треть совокупного долга коммерческих организаций в России приходится на облигации. Но только не на Дальнем Востоке, где ценные бумаги составляют только 7%.
Почему? Об этом «К» поговорил с Федором Кулешовым, экспертом экономического управления Дальневосточного ГУ Банка России:
— В Приморье, как и на Дальнем Востоке в целом, доминирующим источником внешнего финансирования для бизнеса остается банковский кредит, а облигации пока не очень востребованы. Это, с одной стороны, связано с низкой осведомленностью самих предприятий о возможностях рынка облигаций и неготовностью бизнеса предоставлять развернутую информацию о себе в публичном пространстве. С другой стороны, это связано с низкой заинтересованностью финансовых институтов предлагать приморскому бизнесу инвестиционно-банковские услуги. Опять же из-за отсутствия спроса.
Тем не менее с октября 2018?г. в ДФО пять компаний выпустили облигации, из них две — приморские. В настоящее время в обращении находятся облигации дальневосточных эмитентов на общую сумму 83,5 млрд рублей. Можно сказать, что в целом динамика положительная.
— Кто эти эмитенты? Могут ли облигации стать выгодным финансовым инструментом не только для крупного бизнеса, но и для субъектов малого и среднего предпринимательства?
— Статистика по облигациям, выпущенным приморскими компаниями, это подтверждает: как я уже говорил, за последние два года на рынок вышли два новых приморских эмитента, и это именно малые предприятия.
Объемы выпусков были небольшими, и сейчас в обращении находятся их облигации на общую сумму 150 млн рублей. Важно отметить, что данные компании имеют уже не по одному выпуску. Это косвенно подтверждает, что они не разочаровались в этом инструменте.
Напротив, он в достаточной мере удовлетворяет имеющиеся у них потребности.
— Какие преимущества есть у облигаций перед кредитами?
— Один из важных моментов — залог. Как правило, кредитные организации предъявляют самые высокие требования к залогу. Для облигаций же залог не нужен.
Второй важный момент — это срок. Сроки по облигациям обычно намного длиннее, чем по банковским кредитам. Например, эмитенты Приморского края выпустили облигации сроком на 10 лет.
Еще одно преимущество облигаций можно выделить с точки зрения контроля за целевым использованием средств. Банки тщательно следят, чтобы каждый рубль кредита был потрачен в соответствии с заявленной целью. Для денег, привлеченных через облигации, подобного контроля нет, что позволяет бизнесу гибко использовать их для развития.
Другой плюс — сохранение независимости. Банк как основной кредитор и источник средств может оказывать на бизнес некоторое влияние. При выпуске облигаций угроза вмешательства инвесторов в управление деятельностью организации отсутствует.
— А что с процентами по облигациям? Они меньше, чем по кредиту?
— Дебютные выпуски облигаций, как правило, дороже кредита. Но облигации — это игра на перспективу. Когда у организации будет публичная история и доверие со стороны инвесторов, можно будет рассчитывать на ставки меньше, чем по кредиту.
Для тех организаций, которым делать дебютные выпуски особенно накладно, а именно для МСП, с этого года заработали меры господдержки. В частности, предусматривается субсидирование затрат эмитента на процедуру размещения — до 2% от объема размещения, но не более 1,5 млн рублей.
Эта субсидия может покрыть или все расходы на размещение, или большую их часть. Также программой предусмотрено субсидирование по купонным выплатам: до 70% от суммы выплат, но не более 70% от ключевой ставки.
Например, если бы эмитент в данный момент решил выпустить облигации с купоном 13%, то 4,9% купонной выплаты субсидировало бы государство, а 8,1% эмитент платил бы самостоятельно. Таким образом, программа позволяет существенно снизить стоимость заимствований для субъектов МСП.
Кроме того, Банк МСП может выступить соорганизатором облигационных выпусков и выкупать существенные доли от объема размещений как «якорный» инвестор. А также «Корпорация МСП» и Банк МСП предоставляют гарантии и поручительства при организации выпуска. Эти меры призваны повысить доверие к эмитенту и обеспечить спрос на облигации.
Правилами определен ряд критериев, которым должен соответствовать потенциальный эмитент. Перечислю основные из них. Во-первых, необходимо быть субъектом МСП и вести деятельность более трех лет. Во-вторых, важны финансовые показатели деятельности.
У компании не должно быть отрицательной кредитной истории, выручка должна превышать 120 млн рублей, а также важно, чтобы компания была быстроразвивающейся, со средним темпом прироста выручки не менее 10% ежегодно.
Что касается параметров выпуска облигаций, то объем выпуска должен быть от 100 млн рублей до 1 млрд рублей, а срок привлечения — от одного года и не более трех лет.
Критерии непростые, но несоответствие им не означает запрет для компании на выпуск облигаций. Нужно пробовать и обращаться за бесплатными консультациями на биржу — Московскую или Санкт-Петербургскую, либо к организаторам размещения.
— Федор Борисович, учитывая, что для дальневосточных компаний выход на фондовый рынок пока в новинку, как поддерживают их интерес к этой площадке сами биржи?
— Двумя российскими биржами предусмотрены льготные тарифы, но для разных видов организаций. Для предприятий, зарегистрированных или осуществляющих деятельность на Дальнем Востоке, действуют специальные тарифы за услуги по выпуску облигаций на сегменте «Восход» Санкт-Петербургской биржи, которые значительно ниже стандартных. Три дальневосточных эмитента уже воспользовались данными преимуществами.
Московская биржа для увеличения количества выходов субъектов МСП на фондовый рынок создала «Сектор роста», который специализируется на небольших выпусках. С января 2020?г. будут введены специальные тарифы. Таким образом, возрастет ценовая доступность выпуска облигаций для потенциальных эмитентов.
— Сколько стоит процедура выпуска облигаций?
— Тарифы у разных организаторов отличаются и зависят от объема выпуска. Для выпусков от 100 млн рублей тариф в среднем составляет 1–2%, но, повторюсь, эти расходы могут быть частично или полностью компенсированы государством в рамках программы поддержки.
— Вопрос в том, кто купит облигации никому не известной компании, тем более с Дальнего Востока?
— В случае, если эмитент боится, что на его облигации по тем или иным причинам не будет спроса, он может обратиться к андеррайтеру. За его услуги также необходимо будет заплатить. Но в случае, если спрос на выпуск и вправду окажется низким, андеррайтер сам выкупит все неразмещенные облигации и в дальнейшем продаст их на рынке.
Кроме того, существуют инструменты, которые способны повысить доверие со стороны инвесторов, а также снизить ставку купона. Например, получение рейтинга. Эта процедура недешевая, но экономия на выплатах купона покрывает издержки эмитента на получение рейтинга. Как правило, это справедливо для выпусков на сумму более 200 млн рублей.
Источник: https://finance.rambler.ru/realty/43091671-obligatsii-ili-kredit/
«Вытянуть у людей 40 триллионов». Зачем Минфину облигации
Алексей Гаскаров, финансовый аналитик:
Облигация — это долговая бумага. Ты покупаешь облигацию, у нее есть срок погашения — допустим, три года. Все это время ты получаешь процент от суммы облигации, а в конце получаешь всю сумму обратно.
Зачем это государству? Его доходов не хватает, чтобы покрыть все расходы. Резервный фонд закончится уже в 2018 году, поэтому Минфин пытается найти новый ресурс для покрытия дефицита. Государство берет твои деньги в долг, чтобы финансировать свой бюджет.
Население обладает определенным ресурсами: на депозитах в банках лежат десятки триллионов рублей, к тому же некоторую сумму люди, вследствие недоверия к банкам, просто хранят у себя дома. Государство хочет вытянуть эти деньги.
Думаю, Минфин пытается сыграть на том, что человек доверяет государственным институтам больше, чем коммерческим банкам. Но с точки зрения рационального выбора совсем не очевидно, зачем населению вкладывать деньги в облигации.
Государство — один из самых надежных заемщиков. Но можно и проиграть, если инфляция станет выше, чем ставка по облигации.
Василий Солодков, директор банковского института ВШЭ:
Есть корпоративные облигации и облигации федерального займа. Можно, например, купить облигации «Газпрома». В случае с «Газпромом» за облигации отвечает конкретная компания, а в случае облигаций федерального займа за ценные бумаги отвечает непосредственно Минфин. Теоретически такие облигации считаются высоконадежными.
Но надо помнить, что именно с помощью облигаций наше государство устроило дефолт 1998 года. Была образована финансовая пирамида, у которой забрали подпитку, вследствие чего она рухнула.
Когда государство начинает играть с финансами и видит, что это получается хорошо, оно не может остановиться.
Учитывая то, что нефть в обозримой перспективе серьезно дорожать не будет, проблема с дефицитом бюджета останется актуальной.
Занимая деньги, государство должно понимать, чем будет их отдавать.
В конце 90-х на рынок запустили юридических лиц, собрали с них деньги, потом пришло время выплачивать проценты — пустили на рынок физических лиц, с них тоже собрали деньги, которые пошли на выплату процентов юридическим лицам.
Потом пришло время платить физическим лицам, для этого пустили на рынок нерезидентов. Случился Азиатский кризис 97-го года, и нерезиденты ушли. После этого все посыпалось. В нынешней ситуации тоже нужно понимать, откуда у бюджета будут доходы, а сейчас это не проговаривается.
Олег Буклемишев, доцент кафедры макроэкономической политики и стратегического управления МГУ:
Резервные фонды, которые были основой финансирования бюджетного дефицита, подходят к концу — это означает, что нужно заимствовать, других способов нет. Самый крупный ресурс — деньги населения. Сейчас у людей порядка 40 триллионов рублей сбережений — часть в банках, часть на руках.
Предлагаемые облигации больше похожи на депозит с весьма специфичными характеристиками. Вместо того чтобы сделать инструмент простым и привлекающим деньги на рынок, мы опять замораживаем средства населения в сегменте с очень кривыми свойствами.
Кому это выгодно — трудно сказать. Если облигации действительно будут идти по линии Сбербанка и ВТБ, то эти банки не особо заинтересованы в том, чтобы деньги, которые несут к ним, перетекали на государственные счета. Мне представляется, что сверхспроса на облигации мы не увидим.
Источник: https://snob.ru/selected/entry/121157/
Новости в России и в мире
О том, что ЦБ РФ в очередной раз увеличил объём инвестиций в американские государственные облигации, периодически сообщают как российские, так и зарубежные СМИ.
Соответствующая информация регулярно появляется то на сайте Центробанка, то в докладах представителей Министерства финансов США.
Но что это означает? И к каким последствиям может привести концентрация резервных бюджетных средств на американских валютных счетах? Попробуем разобраться.
Госдолг и государственные облигации
Начать следует, пожалуй, с определения термина «государственная облигация». Что это такое? Кому нужны облигации, как используются и кем погашаются?
Всё просто: рано или поздно у любого правительства возникают определённые финансовые проблемы.
И, чтобы их решить и найти свободные денежные средства для инвестиций в те или иные бюджетные сферы, государство выпускает облигации.
То есть берёт деньги в долг у заинтересованных в этом физических и юридических лиц. Процент, как правило, у таких ценных бумаг небольшой, но компенсируется этот недостаток высокой надёжностью.
Срок погашения облигаций может варьироваться от 1 месяца до 30 лет. Должником в этом случае выступает само государство, а кредиторами — держатели ценных бумаг, выпущенных центральным банком страны.
Сколько денег вложила Россия в американские облигации?
Это практически столько же, сколько было инвестировано в 2014 году, в момент исторического максимума. Три года назад на счетах казначейства Соединённых Штатов хранилось $108,9 млрд российских резервов.
Что это означает? Что правительство США взяло в долг у Центробанка внушительную сумму денег. И обязуется её вернуть в течение установленного соглашением срока. При этом ЦБ РФ, при желании, может в любой момент продать облигации или докупить ещё несколько тысяч. Американские ценные бумаги обладают высокой ликвидностью, поэтому проблем с продажей лишних активов точно не возникнет.
Зачем ЦБ РФ покупает ценные бумаги США?
Чтобы сохранить резервные денежные средства, которые оказались в государственном бюджете. Доходность по американским US Treasuries, например, составляет около 2,65% в год. Это немного, но зато есть гарантия, что деньги, вложенные в казначейские векселя, благополучно переживут любые экономические бури и в полном объёме вернутся в распоряжение Правительства РФ.
- «Государственные облигации американского казначейства — суперликвидные ценные бумаги, которые идеально подходят для размещения так называемых «длинных» резервных денег. Соединённые Штаты на сегодняшний день являются крупнейшей экономикой в мире, аналогов просто не существует. Именно поэтому другие страны и используют американские облигации. Создают из них резервы, передают в залог. С политикой напрямую это мало связано, разве что с внутренними делами США», — отмечает генеральный директор инвестиционной компании «Форум» Роман Парушин.
Международные кредиторы США
Не только ЦБ РФ пользуется гособлигациями Казначейства США. Самый крупный кредитор Соединённых Штатов — Китай. С января 2017 года он держит в американских векселях около $1,246 трлн. На втором месте — Япония с её $1,122 трлн. Чуть дальше — Ирландия ($295,8 млрд) и Каймановы острова ($265 млрд). Россия с её $108,7 млрд находится только на 13 месте.
Российский Центральный Банк вкладывает деньги не только в американские облигации. Больше всего инвестиций приходится на Францию (26,3%). На втором месте — Соединённые Штаты Америки (21,6%), на третьем — ценные бумаги отечественных компаний (14,1%), а на четвёртом — казначейские векселя Германии (12,3%).
Существуют ли альтернативы?
Новость о том, что Россия вкладывает деньги в государственные облигации США, многим может показаться абсурдной. Казалось бы, неужели ЦБ РФ не выгоднее инвестировать свободные денежные средства в отечественную экономику? Почему бы не вложиться в инфраструктуру, не спонсировать строительство новых производств, портов или железных дорог?
- «Дело в том, что вложения в крупные инфраструктурные проекты окупаются в среднем за 25–30 лет. А финансовая «подушка безопасности» нужна Центробанку уже сегодня. Именно поэтому руководство ЦБ РФ совмещает различные виды инвестиций. Снижает ставку для выдачи кредитов российским предпринимателям, то наращивает, то сокращает объём валютного резервного фонда и т. д.», — так прокомментировал ситуацию Михаил Королюк, руководитель одного из отделов инвестиционной компании «Солид».
Если завтра окажется, что государственному бюджету не хватает денег на погашение задолженности перед сотрудниками бюджетных предприятий, то средства будет искать именно ЦБ. И для этого он должен располагать определённым резервом, максимально защищённым от различных экономических неурядиц. И казначейские векселя иностранных государств — один из таких «запасных аэродромов».
Санкции и государственные облигации
Вопрос надёжности и безопасности бюджетных вложений — один из основных для Минфина РФ. Может ли США или любая другая страна, в случае резкого обострения отношений, арестовать принадлежащие России облигации?
Как ни странно, нет. Это возможно только в одном случае — если казначейские векселя, закупленные ЦБ РФ, будут храниться в Америке. Но такая практика — очень редкий случай.
Как правило, для хранения ценных бумаг правительства разных стран используют собственные депозитарии. Или арендуют их у других государств. Резервные ценные бумаги Сербии, например, могут храниться в Китае, а китайские — в Сингапуре и т. д.
Информация о том, где какое государство держит свои бюджетные накопления, не разглашается.
В какие отрасли США Россия вкладывает деньги?
Центробанк РФ и Министерство финансов интересуются не только рынком ценных бумаг. Россия активно инвестирует свободные денежные средства в IT, зарубежную недвижимость, развитие нефтяной, металлургической и газовой промышленности. Правда, не во всех этих областях США являются основным направлением. Куда больший интерес для инвестиций ЦБ РФ представляют Польша, Индонезия и Бразилия.
Несколько десятилетий подряд продолжается тесное сотрудничество с Кубой и Китаем. Правительства этих стран заинтересованы, главным образом, в строительстве энергетических объектов. Значительную прибыль государственному бюджету РФ приносят и партнёрские отношения с Вьетнамом, Турцией и Казахстаном.
НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ РОССИЯ ВХОДИТ В ЧИСЛО КРУПНЕЙШИХ СТРАН-ИНВЕСТОРОВ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ РФ, ПО СОСТОЯНИЮ НА КОНЕЦ 2016 ГОДА, ОЦЕНИВАЮТСЯ ЭКСПЕРТАМИ В $385 МЛН.
- «В активном партнёрстве с другими странами нет ничего страшного. Структура международных финансовых резервов страны обязана реагировать на изменения внешней конъюнктуры. И ЦБ РФ с этим вполне справляется. Экономика России гибкая и эластичная, и это, на самом деле, очень хорошо. Ну а американские бонды есть в портфеле у многих государств, так что бояться тут тоже нечего», — уверена Анна Бодрова, старший аналитик брокерской компании «Альпари».
Источник: https://newsland.com/community/8211/content/zachem-rossiia-pokupaet-gosudarstvennye-obligatsii-ssha-i-komu-eto-vygodno/6802425