Эффект Даннинга-Крюгера имеет сложное название, но знаком многим из повседневной жизни. Иногда нам трудно объяснить другому человеку какую-то мысль в силу его низкой компетентности. В других ситуациях мы не можем понять пояснений, но уверенно спорим с оппонентом. Данная статья поможет выяснить, как связаны упомянутые ученые и осознание границ собственных знаний, квалификации.
Эффект Даннинга-Крюгера – что это?
Психологический эффект Даннинга-Крюгера представляет когнитивное искажение, при котором люди с низким уровнем компетентности делают ошибочные выводы, но не способны их осознать. Т.е. отсутствие достаточных знаний не дает возможности оценить ситуацию объективно. Это приводит к появлению завышенных представлений о себе, собственных умениях. При этом высококвалифицированные личности, наоборот, часто страдают от неуверенности (видят других более компетентными). Предположения о существовании такого феномена были выдвинуты в 1999 году Дж. Крюгером и Д. Даннингом.
Обратите внимание! На формулировку концепции ученых вдохновили тексты древнегреческих философов, высказывания известных писателей. Одно из них: «Незнание чаще рождает уверенность, чем знание.» (Ч. Диккенс).
Ошибка в оценке своей квалификации стала отправной точкой для изучения особенностей феномена. Чтобы подтвердить догадки, ученые провели практическое исследование.
Как Даннинг и Крюгер проверили свою гипотезу
Выдвинутые предположения ученые проверяли с помощью классического эксперимента. В роли испытуемых выступали студенты Корнелльского университета. Ученые основывались на результатах работ предшественников, которые называли основой некомпетентности незнание принципов выбранной деятельности. При этом совершенно неважно – это понимание новой философской концепции либо игра в теннис (преимущественное использование умственных и физических данных не имеет значения).
Суть эксперимента предполагала следующее:
- Первый этап: с целью проверки эффекта Даннинга-Крюгера экспериментальной подгруппе предлагали выполнить тест для выявления актуальных способностей. Затем без объявления результатов тестирования испытуемым нужно было определить уровень показанной компетентности.
- Второй этап: студентам объявляли полученные результаты.
Кривая Эббингауза: как запоминать больше и лучше
В результате испытуемые с высокими показателями на первом этапе занижали результаты. После объявления правильных ответов они корректировали самооценку. Студенты с показателями ниже среднего вели себя противоположно: сначала завышали результат, а затем не могли поверить в реальность ответов.
На основе полученных данных ученые сделали несколько выводов, описав эффект Даннинга-Крюгера. Для неквалифицированных людей характерно:
- склонность переоценивать себя;
- отсутствие способности к адекватной оценке умений других людей;
- невозможность осознавать пределы некомпетентности.
Ситуация менялась в лучшую сторону после соответствующего обучения. После люди с ранее низкими возможностями к самокритике выдавали объективную самооценку.
Что обнаружили Даннинг и Крюгер
Поскольку особы с низкими знаниями переоценивают себя, они меньше сомневаются в правильности поступков, высказываний. В результате неудачи объясняются влиянием внешних обстоятельств: плохие материалы/инструменты, глупые коллеги по рабочей группе и т.д.
Ученые сделали отдельные выводы относительно оценки результатов. При этом описать эффект Даннинга-Крюгера возможно простыми словами: объективно оценивать работу, знания другого человека способен лишь профессионал.
Например, доступность техники для фотографии спровоцировала появление тысяч «профессиональных фотографов», которые не знают базовых терминов. Но в силу недостатка знаний они не видят проблем в своей работе (плохой свет, композиционные минусы и т.д.).
Пара статей или прочитанная книга не сделают человека настоящим специалистом в определенной области – именно на это указывает эффект Даннинга-Крюгера.
Важно! Подобные проблемы в оценке могут наблюдаться в любой области. При этом аматор с минимальными знаниями может создавать негативный образ какой-либо профессии.
Из-за такого эффекта страдают настоящие профессионалы и те, кто получает некачественный результат. Ущерб бывает финансовым, психологическим и др. «Авторитетные» обсуждения затрагивают медицинские диагнозы, вопросы благополучия, морали и т.д.
Результаты по исследованию синдрома Даннинга-Крюгера опубликованы в английском Журнале социальной психологии еще в 1999 году. Примечательно, Даннинг и Крюгер были удостоены Шнобелевской премии за открытие эффекта.
Интересно! Такая премия нисколько не преуменьшает заслуг исследователей. Факт ее вручения указывает, что некоторые смешные открытия заставляют задуматься о глубоких вещах.
Награда выдается за работы, которые могут привлечь больше людей к науке, медицине и технологиям.
Важные выводы из эффекта Даннинга–Крюгера
Чем больше у конкретной личности навыков и опыта в определенной сфере, тем объективнее она может оценить себя. В процессе самосовершенствования человек учится замечать свои недостатки и улучшать навыки:
- открывается сложность темы;
- появляется возможность для сравнения своих навыков с работами профессионалов.
И наоборот, чем меньше у субъекта навыков и практического опыта, тем труднее ему себя оценивать.
Наиболее важный момент теории – возможность коррекции эффекта Даннинга-Крюгера на практике. Для уменьшения его проявления ученые предложили 2 основных шага:
- получить оценку своих навыков у специалиста в данной области. Только настоящий профессионал может адекватно оценить знания другого человека. После оценки индивид легко определит свои слабые и сильные стороны, чем уменьшит влияние эффекта Даннинга-Крюгера.
- продолжать обучение. Чем больше знаний и умений накапливает индивид, тем меньше вопросов к его компетенции. Изучая новые аспекты темы, человек начинает постепенно осознавать границы своих знаний.
Согласно мнению Даннинга и Крюгера , можно избавиться от негативного воздействия эффекта. Главное – это стойкое желание и высокий уровень мотивации для обучения новому.
Синдром Даннинга–Крюгера: применение на практике
Описанный эффект относится практически ко всем сторонам человеческой жизни. Ежедневно субъект может сталкиваться с разными темами, в которых он не разбирается. К ним могут относиться рабочие вопросы, повседневные разговоры или бытовые задачи. Помнить о существовании эффекта нужно при:
- оценке вашей работы кем-либо;
- погружении в малознакомую тему;
- попытке оценить чужие навыки.
Всегда стоит руководствоваться здравым смыслом и помнить, что закон справедлив абсолютно для всех. Старайтесь спрашивать себя, достаточно ли имеющихся знаний для верной оценки ситуации.
Например, не стоит объяснять врачу, как он должен лечить (если собственные знания ограничиваются парой интернет-статей).
Если вы сомневаетесь в диагнозе либо назначенной терапии, стоит посетить другого специалиста.
Что такое эмпатия и зачем она нужна?
Также важно не верить чужим «провокациям». К ним относятся случаи, когда кто-то активно убеждает вас в своем профессионализме.
К примеру, при подборе кадров можно столкнуться с людьми, которые искренне верят в свою компетентность (подобная уверенность может оказаться безосновательной). В обратной ситуации встречаются соискатели на должность, которые преуменьшают свои возможности.
По этой причине собеседование должен проводить ведущий специалист в своей области, чтобы оценить реальные знания претендентов.
Совет! Основываясь на эффекте Даннинга-Крюгера, не стоит выбирать каверзные вопросы для проверки кандидатов. Такой прием малоэффективен не практике – для оценки ответа мало знать правильный вариант.
Нельзя проанализировать слова кандидата лишь на основе одной шпаргалки. Человек может ответить более развернуто или сжато, использовать синонимы или новые данные, которые не известны собеседнику. Только специалист, разбирающийся в вопросе, способен дать правильную оценку.
Заключение
Эффект Даннинга-Крюгера указывает на тонкую грань между новичком и любителем, опытным человеком и ведущим экспертом. Чем глубже человек изучает тему, тем больше по времени занимает переход от одной стадии к другой. При беглом обзоре повышается риск переоценить свои навыки. Только в процессе планомерного обучения личность может осознать границы собственной некомпетентности.
Высшее образование по специальности «Психология»: кафедра общей, медицинской и патопсихологии ДНУ им. Олеся Гончара. Автор популярного блога на платформе Irecommend о здоровом образе жизни, косметологии и добавках к питанию.
Источник: https://lifemotivation.ru/samopoznanie/effekt-danninga-kryugera
Как просто объяснять сложное
Каждый из нас в течение дня сталкивается с тем, что его неправильно или не до конца поняли. Самое печальное, что в большинстве случаев виновники этому мы сами. Там говорили с набитым ртом, там вместо того, чтобы показать на карте, начали рассказывать схему проезда. Эйнштейн говорил: «Просто объяснить сложное сложно.
Сложно объяснить сложное просто». Прикладывая немного усилий в объяснениях, мы можем улучшить результат коммуникаций в десятки раз.
Следите за тем, как вас слышно. Первая из популярных причин непонимания друг друга — это плохая слышимость. Основания этому: плохая дикция, шумное место или плохая телефонная связь. А если собеседник еще и разговаривает со скоростью пулемета, то понять его просто невозможно.
Говорите на одном языке. Убедитесь, что все используемые слова и вы, и собеседник понимаете одинаково. Представьте, что вы поехали к родственникам за полторы тысяч километров и вас просят: «Принеси венчик». Что это веник, вино или …? Кстати, 90% споров могут быть потушены одной фразой: «Мы спорим потому, что не договорились о терминах. Давайте их обсудим».
Творите образы. Мало использовать одни и те же слова. Нужно, чтобы они создавали в голове каждого из нас одинаковые образы.
Вот какой образ у вас возникает на фразу «сообразительный человек»? Наверно, это кто-то из ваших знакомых, который легко понимает ваши мысли.
Все дело в том, что слово сообразительный означает того человека, который представляет образы соответственные тем, которые вы излагаете.
Проводите аналогии. Очень часто полезно выйти за рамки темы разговора. Взяв из опыта собеседника схожую ситуацию, можно легко объяснить сложную тему.
Например, сисадмины очень часто жалуются на непонимание бухгалтерами основ компьютерных сетей. После проведения аналогии общение людей и взаимодействие компьютеров такая проблема отпадает. Сервер – бабушка сплетница на лавочке, информация – слухи.
Теперь сервер будут беречь как зеницу ока, и спрячут в случае проверки из органов.
Рисуйте. Почти любую сложную вещь можно нарисовать. Если сложность заключается в логической взаимосвязи объектов, то можно воспользоваться кругами Эйлера. Если же дело в том, что составных частей столь много, что начинаешь в них путаться сам, то можно воспользоваться майндмэппингом. Вот пример рисунка, который показывает, каким занятиям стоит уделять больше всего внимания:
Задавайте уточняющие вопросы. Мало объяснить, стоит еще и проконтролировать, что тебя правильно поняли. А в идеале записали. Вы ведь догадались, как называется пересечения кругов «Что я люблю делать» и «Что у меня получается», но за что не платят?
Источник: https://Lifehacker.ru/kak-prosto-obyasnyat-slozhnoe/
Пассивный, или Резидуальный, доход – что это такое? Объяснение человеческим языком
На сегодняшний день, к сожалению, большинство людей имеет возможность получать только один вид дохода – линейный. Одной из причин, почему кроме линейного дохода люди не ставят цель получать пассивный, или резидуальный доход, является то, что про такой виде дохода люди … просто не знают.
А причина, по которой люди не знают про пассивный доход кроется в том, что их никто и никогда этому не учил. Скажу даже больше – про пассивный доход им никто и не рассказывал. А как можно знать то, о чем тебе не рассказали ни друзья, ни знакомые? Ответ только один – НИКАК!
Давайте же сегодня разберемся, что это за такой Пассивный доход, что такое Линейный доход и чем они отличаются?
Если вы работаете на какой-либо работе, то я с большой долей вероятности могу предугадать ваш будничный график.
Вы просыпаетесь утром, затем ванные процедуры, завтрак, в спешке выбегаете на работу (т.к. хотелось поспать подольше), добираетесь на работу, собственно работаете с небольшим перерывом на обед, опять дорога, но уже домой, 2-3 часа вашего свободного времени, сон.
- А если сказать более кратко, то получится:
- Дом – Работа – Дом.
- Примерно угадал?
А знаете, что помогло мне угадать? Правильно, тут и думать долго не нужно. 95% людей имеют похожий будничный график.
И при такой схеме получения денег «вылазит» одно правило:
Вы зарабатываете, пока работаете. Перестали работать – перестали зарабатывать деньги.
Вот такая схема получения денег и называется Линейный (или Активный) доход.
А ведь каждый из вас мечтал, или мечтает до сих пор, что бы получать примерно ту же сумму денег, что и сейчас, но только ничего не делая. Ведь так?
И неужели такое возможно? Ведь откуда-то ж должны деньги браться, ведь не с «потолка» они будут сыпаться?
Открою вам секрет – такая схема получения денег есть и она вполне возможна.
Проблема только в том, что о ней знают ну очень маленький процент людей. Причина, по которой люди живут по принципу «Работа-Дом-Работа» и имеют только линейный доход в том, что нам обществом навязан стереотип – «Деньги нужно зарабатывать. Кто не работает, тот не ест. Ну, и т.п.».
И многие даже не догадываются, что можно жить, не работая и тоже получать доход. Кроме того, есть еще брачный договор, но сейчас не о нем.
Что бы поскорее приоткрыть вам «занавес», я скажу, что такой способ получения денег называется пассивный, или резидуальный, или остаточный доход.
Пассивный доход – это доход, который вы получаете независимо от того, работаете вы или нет.
Но как его создать, спросите вы?
Для того, что бы создать пассивный доход, сначала нужно разобраться, что может быть источником пассивного дохода.
Итак, источники пассивного (резидуального) дохода:
- Собственный бизнес. Это из самых сложных и дорогостоящих способов создания пассивного дохода. Кроме того, по статистике в первые 5 лет закрываются 95% созданных бизнесов. В следующие 5 лет – еще 95% и так далее. Причина таких неудач в том, что, как правило, людям не хватает знаний по созданию, ведению и развитию своего собственного бизнеса. Но получать пассивный доход со своего бизнеса вы можете только в том случае, если он у вас настроен и работает на автопилоте. Что бы это проверить, ответьте себе на один простой вопрос – «Можете ли вы оставить свой бизнес на 1 месяц, а вернувшись к нему увидеть, что он не только не «зачах», но и еще более вырос?». Если ваш ответ «Нет» — значит это у вас не бизнес, а обыкновенная работа. Только вы работаете на себя.
- Интеллектуальная собственность и авторские права. В данном случае, если у вас есть какой-то реализованный талант или вы разработали и запатентовали какой-то новый, но очень нужный людям продукт – вы на протяжении всей своей жизни можете получать процент за его использование. Т.е., единожды потрудившись, вы будете постоянно получать резидуальный доход. Вопрос только в том, имеете ли возможность создать действительно нужный и уникальный товар.
- Инвестиции в недвижимость. Не самый быстрый, но зато один из самых надежных источников получения пассивного дохода. Особенно актуален этот источник было до кризиса, когда цены на недвижимость поднимались все выше и выше с каждым днем без объективных для этого причин.
- Вы не поверите, но это – Деньги. Если вы будете умело распоряжаться своими деньгами, отложенными для инвестиций (собственно инвестирование, сбережения, покупка акций), то в будущем вы сможете прочувствовать, как такой пассивный доход становиться все крепче и крепче.
- Франчайзинг (или франшиза) – частный случай от первого источника получения пассивного дохода. Только в данном случае вы не сами «с нуля» создаете бизнес, а вы входите в уже налаженный и приносящий прибыль бизнес. Понятно, что такой «вход» стоит денег. И цена может колебаться от нескольких сот долларов (если вы вступаете в сетевую компанию) до 1000000 долларов при покупке франшизы Mc’Donald’s-а. И если вы не хотите рисковать, как при создании собственного бизнеса и уже в ближайшие несколько месяцев выйти на пассивный доход – рекомендую вам обратить свое внимание именно на построение сетевого бизнеса. Тем более, что с массовым распространением интернета, теперь стало возможно говорить об создании пассивного дохода в интернете.
- Теперь, я думаю, вам стало понятно, какие еще есть источники дохода, кроме линейного заработка.
- Значит все в путь на поиски и создание своего пассивного дохода!
Кстати, хотите узнать еще 1-ну причину, почему линейный заработок – «это не есть хорошо?». Зная, сколько вы зарабатываете в день, можно узнать сколько вы зарабатываете в час (разделив заработок в день на количество рабочих часов, обычно – 8).
Если в день вы зарабатываете, например, 30$, то в 1 час примерно 4$. Но ведь в сутках 24 часа, а не 8!!! Значит, делим 4 еще на 3 (или наши 40$ делим на 24 часа) и получаем 1,3$. Вот это и есть стоимость 1 Часа Вашей Драгоценной жизни.
Ну как, много у вас получилось? Я думаю, что полученная цифра является еще одним весомым доводом в пользу создания источников пассивного дохода. А их должно быть, не менее Ведь именно это даст вам финансовую независимость.
Но об этом мы поговорим в одном из следующих постов.
А теперь, если не трудно, в х напишите стоимость часа вашей жизни. Будет интересно посмотреть, как сильно она отличается у вас друг от друга.
Источник: http://bishelp.ru/rich/zarabotai-12524/passivnyy-ili-rezidualnyy-dohod-chto-eto-takoe-obyasnenie-chelovecheskim
Как измерить свою нормальность. Объяснение на примере одноклассников
С одной стороны, конечно, я таких «испорченных» и «неправильных» уже не один десяток перевидала. Но, возможно, это моя предвзятость – в конце концов, с радостями к психологу обычно не приходят, в основном, с проблемами, бедами и трудностями. Но всерьёз на эту тему я не задумывалась до тех пор, пока подруга (близкая подруга! с которой мы делились глубокими переживаниями и ценностями) не рассказала, что давно страдает от панических атак. И упомянула, что по статистике ими страдают около 5 процентов населения. 5 процентов – это каждый двадцатый.
Цифра серьёзно впечатлила: то есть, каждый день на улице мы встречаем десятки и сотни людей, страдающих приступами паники; если считать прохожих, то каждый двадцатый таким может оказаться. Они проходят мимо в толпе, чтобы потом, за закрытыми дверями, задыхаться, бороться с сердцебиением, жгучей адреналиновой волной в крови, колотиться, как в ознобе и чувствовать ужас наступающей смерти (именно так описываются симптомы панических атак). А ведь они просто идут по улице, выглядят как обычные люди, и у них на лбу не написано, как именно они борются со своей бедой.
А потом ко мне на приём пришло сразу несколько клиентов с депрессиями, и все они описывали свои переживания схожим образом: «Вот почему все люди как люди, а я каждый день на работе запираюсь в туалете и плАчу по полчаса. Потом вытираю слёзы и иду работать дальше.
Я, наверное, слезливая дура и тряпка (вариант: слабак), раз у меня такие проблемы, а у других таких проблем нет». Но это я их всех встречаю в своём кабинете, между собой-то они, естественно, не знакомы! Это мой опыт, а не их; они не знают, что не одни, их таких много.
Да, у них серьёзные трудности, но они не одинокие выродки-мутанты среди безупречных и правильных жителей социума.
В общем, решила я их сосчитать – людей с проблемами. Хотя бы в общем виде и для себя, чтобы нагляднее представлять общую картину «правильности» и «безупречности» общества.
И решила описать это человеческим языком, взяв для наглядности социальную группу, в которой все мы когда-то побывали: это школьный класс. Допустим, что в обычном классе 30 человек, в параллели (классы А, Б, В, иногда Г) – три или четыре класса по 30 человек.
В школе что-то около тысячи учащихся. Представим себе обычную типовую школу и прикинем распространённость в ней некоторых стигматизирующих проблем – то есть таких, которые люди воспринимают, как позорное клеймо и скрывают.
(Все цифры взяты из интернета, преимущественно из википедии и с научно-образовательных сайтов; на абсолютную точность таблица не претендует, но как попытка описать порядок цифр, полагаю, может использоваться).
Проблема | Процент населения, страдающий от проблемы | Объяснение человеческим языком: сколько это в одноклассниках |
Олигофрения, умственная отсталость | страдает 1-3% населения (по данным ВОЗ — Всемирной Организации здравоохранения). У мужчин выявляется в 1,5 раза чаще, чем у женщин. Соотношение дебильности, имбецильности и идиотии составляет 75, 20 и 5% соответственно (это степени умственной отсталости, по возрастанию. Больные с дебильностью могут обслуживать себя и работать на неинтеллектуальных работах, вроде грузчика или уборщицы; больные с имбецильностью могут максимум обслуживать себя – застёгивать пуговицы, есть ложкой, застилать кровать; больные с идиотией и себя обслуживать не в состоянии) | Это значит, что почти точно на школьную параллель (три-четыре класса по 30 учеников) будет один-два олигофрена вроде Фореста Гампа: туповатые, не очень успевающие дебилы. Не все будут такими же милыми, как Форест. Олигофрена в стадии идиотии (такого, который ходит под себя и пускает слюни) вероятность в жизни встретить исчезающе низка — их и количественно мало, и живут они в спец.учреждениях, т.к. дома с ними очень трудно. |
Болезнь Дауна | Частота по популяции 1 на 700 новорожденных. У возрастных родильниц наблюдается чаще, но нулевая вероятность заболевания не гарантирована никому: ребёнок с болезнью Дауна может родиться и у очень молодых, и у абсолютно здоровых родителей. | У вас и ваших знакомых вероятность появления такого ребёнка относительно мала, но в жизни вы с такими детьми гарантированно встретитесь. Тем более, что это раньше к ним относились, как к овощам, держал в специнтернатах и ничему не учили, а теперь научились хорошо развивать и компенсировать, и выяснилось, что они отлично вписываются в коллектив. Вероятнее всего, скоро на обычную школу (примерно 1000 учеников) один ребёнок-даун будет. |
Аутизм | За 10 лет с 2000 по 2010 численность детей с аутизмом выросла в 10 раз. сейчас считается, что один случай заболевания приходится на 150 детей (а в 2000 году это число составляло, по разным данным, от 5 до 26 случаев на 10 000 детей). | Почему растёт частота заболеваний – непонятно. То ли выявлять стали лучше, то ли какие-то биологические и экологические факторы влияют. Но факт остаётся фактом: как минимум один ребёнок-аутист на школьную параллель (три-четыре класса) встретится. |
ДЦП (детский церебральный паралич) | Примерно один из 400 новорожденных страдает от такого паралича, то есть в Москве ежегодно появляется около 250 детей с ДЦП. | Встречаются примерно вдвое чаще, чем дети с синдромом Дауна. Тяжелые случаи, конечно, обучаются на дому, но ребёнок с лёгкой формой вполне может учиться в общеобразовательной школе. Один на одну-две параллели – с небольшой двигательной дисфункцией. |
Алкоголизм | Алкоголизмом страдают почти 5% мирового взрослого населения. Каждый двадцатый взрослый, то есть. Мужчины пьют чаще, соотношение пьющих мужчин и женщин 5:1, кроме Великобритании; там 4:1 | В реальности в каждом классе есть пьющий родитель, а то и двое. Если вы придёте на родительское собрание и не увидите там семьи «синяков», не обольщайтесь: алкоголизм может быть запойным или скрытым. То есть, ваш ребёнок почти точно учится с кем-то, у кого один или оба родителя крепко закладывают. И от социального слоя это не зависит: есть алкоголизм обеспеченных домохозяек, есть алкоголизм профессиональный (человек работает на солидной должности, а в сейфе у него коньячок, к которому он многажды в день прикладывается, а потом пьяненький идёт домой и семья ищет пятый угол)… В общем, с этой проблемой мы все живём рядом, просто она научилась лучше всех маскироваться. |
Наркомания | Сосчитать наркоманов непросто (они не рвутся участвовать в переписи), однако подсчитано, что зависимостью от инъекционных наркотиков страдает 0,3% популяции. | То есть, суммарно не менее 1-1,5%. Это значит, что на школьную параллель приходится либо один героинщик, либо человек, у которого манифестирует шизофрения (а в пубертатном возрасте она чаще всего и проявляется), или тот, кто болен или заболеет эпилепсией. И если даже сейчас не проявилось, в течение жизни разовьётся. |
Шизофрения | Распространённость в популяции 0,4—0,6 % (4—6 случаев на 1000 человек) | |
Эпилепсия | Распространённость в популяции 0,3 % (3 случая на 1000 человек) | |
Панические атаки | до 5% населения, но у заболевания есть обострения и периоды ремиссии, так что это не значит, что больной переживает приступ каждый день. Но у каждого двадцатого в жизни были эпизоды панических атак со всеми вытекающими. | Один из ваших одноклассников точно страдает паническими атаками. Или даже двое. Вы об этом, вероятнее всего, ничего не знаете (если этот человек не вы сами), но статистика безжалостна: кому-то из лично вам знакомых выпадает этот жребий. |
Аффективные расстройства (биполярное расстройство, циклоидность, маниакально-депрессивный психоз) | Это расстройство эмоциональной сферы и им страдают 2 % (20 случаев на 1000 человек), но далеко не все – в ярко выраженной форме. Это значит, что у людей полностью сохранен интеллект, а проблемы у них из-за неконтролируемых скачков настроения (из солнечного счастья в мании в печальную мглу депрессии). | У парочки людей из школьной параллели (три-четыре класса по 30 человек) гарантированно рано или поздно будут столь сильные проблемы с настроением, с которыми они сами справиться будут не в состоянии, и им понадобится помощь психологов и психиатров. Вероятнее всего, это будут девушки. Опять-таки, чистая статистика. |
Булимия и анорексия | В последние годы численность драматически растёт. По разным оценкам – до 5% населения. Чаще встречается у несовершеннолетних девушек. | Одна анорексичка на два-три класса. В последнее время, всё чаще – одна анорексичка на класс. |
Абьюз, домашнее насилие | Для США: до 25% в семьях проявляют физическое насилие (один из партнеров толкает, отбрасывает в сторону или сильно хватает другого). Тяжёлое насилие (удар кулаком, укус, удар ногой, нанесение удара каким-то предметом, избиение или угроза с оружием в руках) случаются реже — в 13% браков. Наиболее тяжелые формы насилия (избиение или использование оружия) отмечаются в 5% браков. | В каждой четвёртой семье кто-нибудь кого-нибудь лупит, пинает, даёт по зубам или отвешивает леща (супругу или детям). Регулярно избивают не менее чем каждого седьмого ребёнка. Когда придёте в школу на родительское собрание, окиньте собратьев-родителей взглядом: каждый пятый время от времени поднимает руку на ребёнка. |
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) | В США присутствует у 3–5 % людей, включая как детей, так и взрослых. Чаще встречается у мальчиков (втрое-впятеро). | Один СДВГшка на параллель (три-четыре класса из 30 человек). Таких, как он, учителя обычно отлично знают. Боятся и не любят. |
Энурез | По данным различных авторов, частота заболевания у детей колеблется от 2,2 до 38 % в зависимости от возраста. | Как минимум, кто-то один в вашем классе довольно долго мочился в постель. Если это не вы сами, вы, вероятнее всего, об этом не узнаете никогда. |
Отдельной строкой отмечу гомосексуализм.
Количественных оценок этого явления – море, однако все они крайне ангажированы: кто-то доказывает, что гомосексуализм отвратительная и мерзкая мутация, кто-то доказывает, что это норма и склонность к однополой любви имеет треть человечества (в разной степени, конечно).
Поэтому конкретных цифр не будет, но предположение о том, что, как минимум, в параллели (три-четыре класса по 30 учеников) найдутся один или двое детей, которые предпочитают собственный пол, будет не слишком смелым. Да, они есть. Они точно есть и вы их видите на улице.
У них на лбу не написано признание, и конечно же, они не будут выглядеть как Кончита Вурст – обычные люди, обычно одетые. Вы со многими из них ведёте дела, и даже не догадываетесь. Просто потому, что признаваться для них – слишком опасно.
Некоторые проблемы, существенно повышающие уровень стресса, я включать не стала (к наиболее травмирующим, как известно, относятся развод, смерть родственников, снижение уровня достатка семьи, стихийные бедствия, болезни и форс-мажоры) – именно потому, что они не воспринимаются, как стигматизирующие.
Больного шизофренией родственника скрывать будут, а то, что семье пришлось переехать из-за военных действий – нет. В нашу страну уже много десятилетий переезжают соотечественники, изгнанные с привычных мест войной или недружелюбным местным населением, и это не рассматривается, как стыдная тайна.
А вот сестрёнка с ДЦП – стыдная тайна, её существование нужно утаивать.
А ещё есть соматические заболевания, аллергии, эндокринные проблемы (псориаз по всему телу), различные заболевания, от которых нужно пить таблетки по часам. Ещё я могу рассказать о том, на что похожа жизнь человека с ВИЧ (вирус иммунодефицита человека, вызывающий СПИД) или родственников больных гепатитом.
К чему это я? Просто пыталась сказать, что «правильные», «обычные» люди с «нормальной» жизнью бывают только … даже не в кино, а в сказках и фантазиях. У реальных людей гибнут родственники, уходят из семьи родители, болеют близкие (или они сами – см. статистику частоты заболеваний), и у всех без исключения случаются тяжёлые жизненные проблемы.
Скорее в норме жизнь похожа на череду проблем, из которых человек более или менее успешно выбирается. Или с которыми привыкает жить, строя всё своё существование вокруг них (в конце концов, ни от гепатита, ни от собственного гомосексуализма не отмахнешься – нужно принимать решения и как-то строить жизнь с учётом этого фактора).
А вот покой и «правильность» — они нам всем только снятся.
Тем, кто уже суммировал цифры из таблицы и успел огорчиться, что живёт в психбольнице, скажу следующее:
- Распространённость психических проблем – довольно стабильна из поколения в поколение. Известны, например, результаты жуткого естественного эксперимента: в тридцатые-сороковые годы прошлого века Гитлер повыбил в своей стране почти всех психически больных и уничтожил довольно много гомосексуалистов. Но уже в следующем поколении численность и психически больных, и людей с гомосексуальной ориентацией восстановилась – и это рассматривается как доказательство естественных причин их появления. Интересно также и то, что до нуля психические отклонения не падают – похоже, природа восстанавливает численность психически больных; а ещё численность ни шизофреников, ни гомосексуалистов выше определённого процента тоже не поднимается. Определённая доля людей с некоторыми отклонениями от условной «нормы» заложена в природе, и ничего с этим не поделать. То есть, апокалиптические идеи о том, что «из-за некачественных продуктов мы все сойдём с ума» – ерунда ерундовая, не сойдём. И мысль: «а вот дети насмотрятся гей-парадов и сами все захотят стать геями, И ТОГДА МЫ ВСЕ ВЫМРЕМ, АААА!» – аналогичная ерунда. Не только подавление и прямые репрессии не снижают до нуля численность гомосексуальных особей в обществе, но и активная пропаганда и даже насаждение не помогают количеству ее активных сторонников перевалить за определённый процент. Больше 10% гомосексуальная и бисексуальная ориентация даже объединёнными усилиями всех пропагандистов Европы не наберёт. Не было такого в человеческой истории и не будет.
- Тем, у кого проблемы (в том числе, перечисленные в таблице) хочу сказать: да, стоит признать, что они у вас есть – проблемы. Возможно, у вас депрессия, а, может быть, близкий человек болен психически. Но это не значит, что вы одиночка-мутант, единичная ошибка эволюции. Вы один из многих, у кого есть аналогичные проблемы – для того эта статистика и собиралась. И с такими проблемами многие справляются (и уже справились), и вы тоже можете найти помощь и разрешить свои трудности. Нужно только найти тех, кто помогает решать ваши проблемы. Такие люди есть, и поддерживать вас – их работа.
- Например, могут помочь группы взаимопомощи – по различным проблемам, или для тех, у кого трудности в отношениях. Я имею в виду все группы, работающие по программе «12 шагов», те самые Анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы, группы для семей зависимых (ВДА – Взрослые Дети Алкоголиков), группы для Анонимных Депрессивных, Анонимных Обжор, Анонимных Игроков и так далее. Все они гуглятся в интернете. А ещё есть маленький секрет: часто группы взаимной поддержки открываются при церквях (я знаю несколько при православных церквях, но есть, вероятно и у других конфессий), так что можно обратиться за помощью туда, если они есть в вашем городе.
- А ещё сейчас есть психологи, с которыми можно обсудить ваши трудности, если выносить свои проблемы на группу пока кажется пугающим опытом. Я думаю, что это очень здорово, потому, что в советские времена, например, консультации психологов были просто недоступны, и человек оставался в социальной изоляции, предаваясь идеям о своей «ущербности».
Источник: https://psypavlova.ru/2015/11/11/kak-izmerit-normalnost-v-odnoklassnikah/
Сложное – просто! Объяснение сложных вещей человеческим языком
Здравствуйте, уважаемые друзья! Вы посетили сайт, на котором можно найти простые объяснения сложных вещей. Ведь нет ничего лучше, чем прочитать самым простым человеческим языком о том, что всегда хотел понять.
Да, некоторые могут возразить, ведь есть Вики, там всё разложено по полочкам.
В последнее время, я сам сталкиваюсь с тем, что эта самая Вики не дает мне желаемого результата. Уж очень в ней стало всё сложно, слишком подробно, слишком исчерпывающе. Там всё меньше и меньше используются простые схемы, просты способы объяснения. Большинству людей это не надо.
На изучение предмета тратится слишком много времени.
Нам бы по-простому, человеческим языком, быстренько прочесть и за пару минут, и разобраться в какой-то сложной теме. К примеру, что такое сталь, расшифровка марки стали, состав чугуна, виды термической обработки стали и т.д.
Это лишь небольшой пример из одной технической области.
Но попробуйте об этом пойти поискать в Википедии – посмотрим, как вас с головой накроют формулами, свалится тысяча миллионов ненужных цифр, которые вы всё равно через минуту забудете.
В общем, это всё лишнее. А что такое закон Бернулли? Что такое сложный углевод? Хотелось бы не тратя драгоценное время, быстро прочесть простым языком – пожалуйста, вы уже здесь. Нам важен быстрый конечный результат, а тонкости пусть остаются ученым.
Они изучают конкретную область знаний, вот и пускай себе изучают. Здесь скорее всего вы не найдете сложных формул, заумных фраз, и полнейшего описания – в этом весь смысл! Понять основы. Ведь сложное – состоит из простейших составляющих.
Принцип Парето
Есть интересный закон, выведенный умным человеком по фамилии Парето. Принцип Парето гласит: 20% усилий дают нам 80% результата.
А остальные 80% усилий будут потрачены на достижение оставшихся 20% результата.
Понимаете к чему я? Нет смысла на протяжении часов копаться в подробнейших умных энциклопедиях, нам достаточно бегло прочесть вкратце о чем-то и этого будет достаточно в большинстве случаев.
Сайт состоит из различных категорий, или же областей знаний. Выбирайте любую и читайте. Но скорее всего вы зашли из поиска по какому-то конкретному вопросу. Попробуйте, походите по разным разделам – там есть много интересного, надеюсь, вам понравится эта информация.
Источник: https://slozhnoe-prosto.ru/
Как писать о сложном простым языком
Сложные продукты или услуги — не повод писать языком специализированных терминов. Я работаю с такими темами, как медицина, маркетинг и технологии. Как правило, мои тексты предназначены для обычных людей без профильного образования и специальных знаний. Мне часто приходится объяснять сложные вещи простыми словами, расскажу, как это сделать.
Сначала определитесь с целевой аудиторией. Пишем для специалистов? Термины убирать не стоит, не надо говорить об очевидных вещах. Читатели ничего не понимают в теме? Объясняем каждую деталь. Бесполезно писать сразу для всех сегментов аудитории — в итоге текст не будет читать никто.
3 способа просто рассказать о сложном
Объяснение по аналогии
Аналогии основаны на сходстве предмета объяснения с тем, что понятно и знакомо читателю. Например, сравнение сердца с насосом, перекачивающим кровь. Аналогия бывает не только предметной, но и метафорической, создающей в воображении абстрактный образ, помогающий понять суть проблемы. Такие часто встречаются в художественной литературе.
Для примера я возьму небольшой абзац медицинского текста и покажу, как его сделать проще и понятнее с помощью аналогий:
«Раковые клетки избыточно потребляют энергию, этим они отличаются от здоровых клеток, поэтому при введении радиофармпрепарата 18F-фтордезоксиглюкозы можно отличить физиологический и патологический процесс в клетке».
Пример №1: Проводим аналогию, сравнивая раковые клетки со «сладкоежками»:
«Для обнаружения раковых клеток используют радиоактивный препарат — 18F-фтордезоксиглюкозу. Ее строение сходно с обычной глюкозой, на которую расщепляются сахара из пищи.
Злокачественные клетки — большие “сладкоежки”, им нужно больше энергии, чем здоровым тканям. Они поглощают почти всю радиоактивную глюкозу, и становятся видны на снимке.
А врач может отличить доброкачественное образование от раковой опухоли».
Пример №2: Сравниваем препарат с сигнальным «маячком»:
«Раковые клетки потребляют больше энергии и питательных веществ, чем нормальные. Как их обнаружить? Нужно пометить вещество, которое они особенно “любят”, радиоактивным маячком. Почти все опухоли активно поглощают глюкозу — составную часть сахаров, содержащихся в пище.
Для диагностики рака используют ее радиоактивный аналог — 18F-фтордезоксиглюкозу. Раковые клетки не замечают подмены, накапливают молекулы, препарат-”маячок” подает сигнал, опухоль становится видна на снимке.
В результате врач может отличить доброкачественный процесс от злокачественного».
Пошаговое объяснение
Дробим объяснение на мелкие части, постепенно подводим к сути. По такому принципу составляют инструкции.
Рассмотрим на примере текста про технологию управления бытовой техникой:
«База передает информацию на чип, устройство бытовой техники, запущенное через портативный гаджет после входа в личный кабинет по безопасному протоколу связи, начинает работу в выбранном режиме».
Разбиваем объяснение на этапы:
«Для включения бытового прибора войдите в личный кабинет на смартфоне или планшете, затем передайте команду на базу. База отправит сигнал на чип, встроенный в прибор, и он начнет работу в выбранном режиме. Вы следите за его состоянием через интерфейс приложения. Данные передаются по защищенному протоколу, никто не перехватит вашу информацию и не войдет в личный кабинет без пароля».
Объяснение на примере или в истории
Еще один способ понятно объяснить сложное — рассказать историю или привести пример из жизни.
Объясним тот же абзац про бытовые приборы:
«Представьте, что у вас появился домовой. К вашему приходу с работы он кипятит чай и готовит ужин из продуктов, помещенных в мультиварку. Конечно, домовых не бывает.
Но решить часть бытовых проблем вы можете с рабочего места до возвращения домой — с помощью электронного устройства, управляющего бытовой техникой. Достаточно зайти в приложение на смартфоне или планшете, и включить нужный прибор.
Домашнюю технику оснащают чипами, получающими команды от базы, подключенной к интернету. Доступ к управлению происходит через личный кабинет, передача данных защищена».
Источник: https://ekushnir.ru/kak-rasskazat-prosto-o-slognom/