Регулирование рынка ценных бумаг — что это, модели, виды и цели

Экономика любой страны строится на воспроизводственном процессе, включающем в себя этапы создания и распределения, а также сбыта и конечного потребления экономических благ.

Движение товаров и услуг обслуживается встречным потоком денежных средств и капитала, обслуживаемых рынком финансов. Фондовый рынок является частью движения денег и капитала.

Он является промежуточным звеном между ними, так как способен обеспечивать сделки различного срока исполнения. Сам рынок формируется относительно оборота и выпуска ценных бумаг. Так как он является частью рынка финансов, то может выполнять общерыночные функции.

Например, фондовый рынок стимулирует инвестиционную деятельность субъектов, способствует накоплению и распределению финансовых средств. Так же он выполняет ряд специфических функций:

  1. Формирование непроизводственной части прибыли за счет инвестирования в ценные бумаги.
  2. Привлечение недостающих средств для нужд производственного сектора. Как правило, расходы покрываются с помощью прибыли и собственных резервов, а также благодаря ссудному капиталу и вложению в ценные бумаги.

Объектом отношений такого рынка выступает ценная бумага, которая представляет собой документ установленного образца. Она подтверждает имущественные права своего владельца.

Многообразие ценных бумаг, их свойства и характеристики влияют на классификацию рынков. Так, эмитированные ценные бумаги обращаются на первичном рынке по номинальной цене. Вторичный рынок отличается более высокой интенсивностью торговли, где складывается рыночная цена.

Регулируемый рынок предоставляет доступ к услугам профессиональных участников. При этом с его стороны предъявляются повышенные требования субъектам отношений. Сам рынок гарантирует выполнение обязательств всех сторон сделки.

Нерегулируемый рынок предоставляет место пересечения интересов непосредственных владельцев ценных бумаг. Все отношения строятся на договорной основе.

Принципы регулирования рынка ценных бумаг

Рынок финансов является частью экономической системы страны. Любые изменения в нем моментально сказываются на функционировании всей национальной экономики. Фондовый рынок является частью рынка финансов.

Его специфика может стимулировать злоупотребление спекулятивными сделками, что негативным образом сказывается на финансовом состоянии, так как участвует в перераспределении денег и капитала, а также поддерживает стабильное функционирование экономики.

Под регулированием фондового рынка понимается целенаправленный комплекс управленческих мероприятий, способствующий структурированию его работы, повышению эффективности и безопасности.

Существует два основных принципа регулирования рынка фондовых инструментов:

  1. Главную роль в управлении играет государство. Лишь небольшая часть функций по регулированию рынка отводится саморегулируемым объединениям профессиональных участников.
  2. Преимущество в регулировании получают саморегулируемые организации, хотя за государством сохраняется ведущая контролирующая функция. Система регулирования остается гибкой, основывается на установившихся традициях, системе переговоров и согласований.

Замечание 2

Большая часть современных государств выстраивает модель регулирования, находящуюся на стыке вышеперечисленных моделей. Во многих странах создаются независимые ведомства, выполняющие задачи по контролю и управлению. В некоторых государствах роль регулирующего органа берут на себя министерства финансов, либо центральные банки и органы банковского надзора.

В России используется модель, охватывающая государственное воздействие и участие саморегулирующихся систем управления. Это хорошо видно на законодательном уровне, а также экономико-организационном. Саморегулирующиеся организации России часто привязаны к определенным видам фондового рынка.

Рынок фондовых инструментов является сложным и иерархичным, поэтому требует особого подхода в регулировании. Процесс управления рынком ценных бумаг основывается на создании нормативно-законодательной базы.

Так же проводится повсеместная практика лицензирования профессиональных участников отношений, периодическая аттестация и отбор. Профессиональные участники обязаны отвечать соответствующим требованиям, закрепленным в законодательстве страны.

Регулирование осуществляется за счет введения санкций и наказаний за различные виды нарушений. Важную роль могут исполнять антимонопольные организации, поддерживающие справедливую конкуренцию на рынке.

В практической жизни применяется четыре формы регулирования рынка фондовых инструментов:

  • Государство осуществляет регулирование с помощью законотворчества и налоговой политики. Субъектами регулирования выступают государственные органы соответствующего уровня управления.
  • Биржевое регулирование осуществляется за счет работы фондовых бирж. Работа рынка регламентируется правилами и нормами, устанавливаемыми профессиональными участниками отношений.
  • Механизм саморегулирования через формирование независимых организаций профессиональных участников рынка. Это может происходить за счет изменений в законодательстве, а также непосредственном прямом разрешении правительства на создание данного типа организаций.
  • Регулирование с помощью общественного мнения. Здесь работает механизм социального воздействия на процессы в системе.

Все мероприятия по регулированию рынка фондовых инструментов проводятся для обеспечения устойчивости и сбалансированной эффективности, поддержания справедливой конкуренции, порядка на рынке, соблюдения интересов всех субъектов отношений.

Регулирование благотворно влияет на рыночное ценообразование, стимулирование рыночного механизма, способствующего развитию рынка.

В свою очередь это способствует привлечению новых субъектов, росту инвестиционной активности, появлению новых форм рынков фондовых инструментов.

Источник: https://spravochnick.ru/rynok_cennyh_bumag/formy_regulirovaniya_rynka_cennyh_bumag/

Регулирование рынка ценных бумаг: понятие, цель, виды, правовая инфраструктура

Регулирование РЦБ (рынка ценных бумаг) представляет собой упорядочение работы на нем всех его участников, включая операции между ними. Производится организациями, которые уполномочены на данные действия.

Цель регулирования рынка заключается в наращивании притока капитала в государственную экономику. Для этой цели используются: создание и поддержка эффективной работы РЦБ, обеспечение равноправия для всех участников рынка, недопущение ущемления интересов одних участников РЦБ за счет других и др.

Регулирование РЦБ классифицируется на внешнее и внутреннее. Первое из них заключается в подчиненности работы организации нормативным государственным актам, международным соглашениям. Внутреннее регулирование представляет собой подчиненность деятельности организации своим нормативным документам (например, устав, правила и др.).

Существует несколько этапов процесса регулирования:

  • формируется орган регулирования РЦБ;
  • создается и постоянно совершенствуется нормативная база работы рынка, происходит разработка законов, постановлений, инструкций, правил (ставят работу рынка на общепризнанную основу, которая соблюдается всеми);
  • контролируется соблюдение и исполнение всеми участниками РЦБ правил и норм;
  • разрабатывается система санкций за отклонение от установленных правил и норм (это могут быть устные предупреждения, наказания различного вида);
  • организуется отбор и допуск юридических лиц и граждан в качестве участников РЦБ в соответствии со знанием, опытом, капиталом и др.;
  • формируется орган по разрешению споров, которые могут возникнуть между участниками РЦБ.

Виды регулирования РЦБ

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование ценных бумаг со стороны государственных органов власти.

Регулирование подразделяется на прямое и косвенное. Первое из них часто называется административным, оно имеет в основе правовые нормы и производится с помощью следующих операций:

  • формирование обязательных требований к любому участнику РЦБ с использованием нормативно-законодательных актов;
  • регистрация участников РЦБ и самих ценных бумаг;
  • разрешительная деятельность (лицензии на ведение профессиональной деятельности, аттестация);
  • обеспечение гласности и равноправной информированности для любого участника РЦБ.

Косвенное (экономическое) регулирование имеет в основе использование экономических инструментов самого рынка как рычагов регулирования. Оно включает следующие составляющие:

  • система налогообложения (налоговые ставки, льготы и освобождение от налогов);
  • денежная политика (ставки процентов, минимальный размер заработной платы и др.);
  • политика формирования государственных доходов, направления использования расходов государства (бюджет страны и прочие фонды, включая внебюджетный, стабилизационный, инвестиционный и др.);
  • политика управления собственностью государства, включая управление пакетами акций приватизированных организаций, которые имеются у государства и др.

В число объектов государственного регулирования (саморегулирования) РЦБ включены участники РЦБ, рыночные инструменты и операции, в числе которых можно выделить:

ценные бумаги с позиции:

  • юридического статуса;
  • обращения и эмиссии (выпуска);
  • применение в качестве основы для производных ценных бумаг и др.

участники, осуществляющие:

  • отбор для рыночной деятельности любого качества;
  • перспективное участие в деятельности других рынков;
  • защита инвесторов от мошенников;
  • уплату налогов и др.

операции, касающиеся ценных бумаг:

  • разрешенные типы рыночных операций;
  • совмещение различных видов операций по ценными бумагам;
  • разрешение споров в сфере имущества;
  • обложение налогами и т.п.

Законы в области регулирования РЦБ

С точки зрения законодательства регулирование отношений на российском РЦБ происходит с помощью Гражданского и Налогового кодекса РФ, ФЗ № 39 «О РЦБ», ФЗ 208 «Об АО», ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ», документации Федеральной службы по финансовым рынкам, других органов государства, которые относятся к регулированию РЦБ.

В число органов, которые осуществляют регулирование отечественного РЦБ, входят:

  • государственные органы исполнительной власти;
  • саморегулируемые организации, которые являются профессиональными участниками РЦБ;
  • организации общества, которые занимаются защитой интересов владельцев ценных бумаг.

Структура государственных органов, занимающихся регулированием, включает:

  • Госдуму, издающую законодательные акты, которые регулируют работу РЦБ;
  • Президента государства, который издает указы;
  • Правительство, которое издает Постановления, развивающие указы Президента;
  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР);
  • Банк России и др.

Первое место в рассматриваемой иерархии занимает Госдума. Это обусловлено тем, что она занимается изданием нормативных документов самого высокого уровня (например, Кодекс, Закон). Эти акты принимаются не очень быстро, поскольку не только они сами, но и любая поправка к ним могут потребовать обсуждений с помощью профильных комитетов и 3 слушаний в Думе.

Замечание 1

Указы Президента подготавливаются и подписываются значительно быстрее. По этой причине пока в Думе происходит рассмотрение соответствующих поправок в законы, рынок может регулироваться с помощью указов Президента. Как только утверждаются поправки к закону, перестают действовать президентские указы.

Министерство финансов РФ не в полном объеме является регулятором РЦБ, так как его полномочия распространены лишь на эмиссию долговых обязательств федерального правительства и ценных бумаг субъектов РФ. Оно не просто осуществляет регулирование, но и управление РЦБ, поскольку в его лице могут совмещаться функции как регулятора рынка, так и эмитента ценных бумаг государства.

ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, который касается РЦБ. В число функций этой организации входят:

  • разработка основных направлений развития рынка;
  • координация работы всех других федеральных органов власти, которые касаются регулирования;
  • утверждение стандартов эмиссии (корпоративных) ценных бумаг и их проспектов;
  • установление единых требований к правилам ведения профессиональной деятельности, лицензирование различных видов профессиональной деятельности рынка;
  • установление порядка, осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций;
  • формирование стандарта работы инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, включая страховые организации на РЦБ;
  • установка обязательных требований к порядку ведения реестра, к операциям с ценными бумагами, норм их допуска к публичному размещению;
  • разработка проектов законодательных и прочих нормативных актов, которые связаны с вопросами регулирования, осуществление контроля их соблюдения всеми участниками РЦБ.
Читайте также:  Краудфандинг в России - плюсы и минусы, список топовых площадок

Банк России призван выполнять определенные функции, относящиеся к регулированию работы коммерческих банков на фондовом рынке. Для банков он осуществляет:

  • разработку правил учета и отчетности по сделкам с ценными бумагами;
  • регулирование и контроль операций банков, которые производятся с ценными бумагами;
  • регистрацию выпуска ценных бумаг банками;
  • контроль приобретения и продажи крупных пакетов акций и др.

Со стороны государства система регулирования фондового рынка может быть дополнена регулированием со стороны СРО.

Саморегулируемая организация профессиональных участников РЦБ в Российской Федерации в соответствии с законодательством признано добровольное объединение профессиональных участников фондового рынка. Это объединение действует по федеральному закону и функционирует на принципах некоммерческой организации.

Самыми важными функциями СРО являются:

  • защита интересов профессиональных участников, которая производится государственными органами регулирования;
  • обеспечение благоприятных условий для ведения профессиональной деятельности на РЦБ;
  • защита интересов клиентов;
  • соблюдение стандартов, принятых в профессиональной этике;
  • установка стандартов и правил ведения операций с ценными бумагами, отсутствующими в государственных нормах, контроль их выполнения.

Основными правами СРО являются:

  • разработка правил и стандартов ведения профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
  • осуществление контроля соблюдения своими участниками соответствующих стандартов, операций и правил;
  • разработка учебных планов и программ, которое может осуществляться с помощью профессиональной подготовки кадров для работы на РЦБ;
  • выдача квалификационных аттестатов.

К законодательным актам, на основе которых происходит регулирование рынка ценных бумаг в РФ со стороны государства, можно отнести:

  • ГК РФ;
  • ФЗ «Об АО»;
  • ФЗ «О РЦБ»;
  • ФЗ № 48 «О переводном и простом векселе»;
  • ФЗ № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
  • ФЗ № 102 «Об ипотеке»;
  • ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • ФЗ № 156 «Об инвестиционных фондах»;
  • ФЗ № 152 «Об ипотечных ценных бумагах».

Помимо перечисленных нормативных документов издается большое число указов, стандартов и постановлений, которые развивают положения федерального законодательства.

В структуру Закона об акционерных обществах входят несколько разделов:

  • общие положения об АО и их видах;
  • информация об учреждении, реорганизации и ликвидации акционерных обществ;
  • сведения о порядке формирования и изменения уставного капитала с помощью выпуска акций, правах акционеров в соответствии с видом акций, порядке размещения облигаций;
  • варианты размещения облигаций и акций, включая установление цены их размещения;
  • дивиденды, которые выплачивает АО;
  • управление АО, включая управленческие органы и реестр акционеров;
  • перечень прав общества по отношению к размещенным им акций (выкуп или временное приобретение);
  • контроль совершения АО крупных сделок и сделок, в заключении которых есть заинтересованность;
  • контроль работы АО, учет и отчетность, информация о нем.

Закон о рынке ценных бумаг включает несколько принципиальных разделов и норм. Они регулируют:

  • типы профессиональной деятельности рынка, включая профессиональную работу в области организации торговли в форме фондовой биржи;
  • выпуск ценных бумаг и их порядок, включая именные и предъявительские корпоративные ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме;
  • обращение эмиссионных ценных бумаг, а также относящиеся к ним вопросы, раскрывающие информацию о ценных бумагах;

управление со стороны государства с помощью федерального органа исполнительной власти, самоуправление, осуществляемое СРО профессиональных участников рынка.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/finansy/finansovye-rynki-i-instituty/regulirovanie-rynka-tsennyh-bumag/

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России

Как известно, рынок ценных бумаг (фондовый рынок) является частью финансового рынка. Его цель аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг.

С учетом того, что в течение последних десятилетий нарастает тенденция замещения многих форм финансовых ресурсов, таких, как банковский кредит и другие, выпуском ценных бумаг, фондовый рынок становится важнейшим сегментом финансового рынка.

Данный процесс называется секьюритизацией. Он проявляется в том, что в мировом масштабе преобладающая доля финансовых активов существует в виде ценных бумаг. К концу XX в.

величина ресурсов в виде наличных денег и средств на текущих и срочных счетах в банках равнялась почти 20 трлн. дол., размер мирового ВВП достигал примерно 30 трлн. дол., а объем мировых рынков ценных бумаг составлял около 72 трлн. дол.[9]

  • Подобная ситуация объясняется тем, что рынок ценных бумаг предоставляет экономическим субъектам широкий набор инструментов для привлечения денежных ресурсов или их выгодного размещения на самых разных условиях, что позволяет учитывать все многообразие интересов и возможностей эмитентов, инвесторов и посредников.
  • Государство на рынке ценных бумаг выступает в следующих качествах:
  • – инвестора; – эмитента; – профессионального участника; – регулятора;
  • – верховного арбитража в спорах между участниками рынка.
  • Инвестиционная деятельность государства — это поддержка субъектов предпринимательской деятельности путем прямых государственных инвестиций в их уставные капиталы, деятельность по управлению пакетами акций, находящимися в государственной собственности, использование акций, находящихся в государственной собственности, и производных от них инструментов для развития и активизации национального фондового рынка.
  • Инвестиционная деятельность государства предполагает тесное взаимодействие органа по регулированию рынка ценных бумаг с другими государственными органами, на которые возложены функции по проведению экономической, финансовой, фискальной политики, а также функции по управлению имуществом, находящимся в государственной собственности.

Выпуск (эмиссия) государственных ценных бумаг является не менее важным видом деятельности государства на рынке ценных бумаг.

Рынок государственных ценных бумаг является базовым сектором финансовой системы любого развитого государства и позволяет решать такие важные макроэкономические задачи, как финансирование перспективных государственных инвестиционных проектов, текущих бюджетных нужд; поддержание ликвидности банковской системы в рамках реализации задач денежно-кредитной политики; предоставление банковской системе инструментов управления собственной ликвидностью. Государственные ценные бумаги — форма существования государственного внутреннего и внешнего долга.

Выпуск в обращение государственных ценных бумаг может использоваться и для регулирования экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т. д.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг — многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.

Вообще система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования. В мировой практике различают следующие модели регулирования рынка ценных бумаг:

– Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.

– При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:

– разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов; – разработку стандартов — набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструментам и т.п.; – регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка.

Задачами государственного регулирования являются:

– реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг; – обеспечение безопасности рынка ценных бумаг для профессиональных участников и клиентов; – создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления страной и автономии регионов. В странах с федеративным устройством часть полномочий государства на рынке ценных бумаг передана территориям. Общей тенденцией является создание самостоятельных ведомств (комиссий) по ценным бумагам, регулирующих фондовые рынки.

Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПАРТАД, НАУФОР, НФА), с другой стороны.

Читайте также:  Диверсификация бизнеса - что это простым языком

Cмешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты сложилась в России стихийно. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков).

  1. Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:
  2. – разработка концепции развития рынка, осуществление программы ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов; – концентрация ресурсов (государственных и частных) в первую очередь для развития инфраструктуры рынка; – контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов); – установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм; – создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов; – создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций); – предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного, налогового); – регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвлекаемых на покрытие непроизводительных расходов государства; – разработка и регистрация общих правил функционирования рынка ценных бумаг; – арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг; – налогообложение.
  3. На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами.

Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:

  • регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии; – лицензирование деятельности профессиональных участников рынка; – аттестация специалистов инвестиционных институтов; – страхование инвесторов; – аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов; – надзор и контроль за проведением фондовых операций; регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
  • раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.[7]
  • В современной России в роли главного регулирующего и контролирующего органа на рынке ценных бумаг выступает Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР).

ФСФР России создана в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г.

№ 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и действует на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317, и находится в ведении Правительства Российской Федерации.

В соответствии с нормативными правовыми актами ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж и находится в ведении Правительства Российской Федерации.

ФСФР руководствуется в своей деятельности Конституцией Россий-ской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о ФСФР.[5]

Осуществляет свою деятельность ФСФР непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основные полномочия ФСФР.

  1. 1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам сферы деятельности Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
  2. 2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты:
  3. – по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов цен-ных бумаг эмитентов, по утверждению единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; – по утверждению обязательных требований к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг; – по утверждению обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативов достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; – по утверждению норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; – по определению порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации; – по утверждению требований к структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов; – по утверждению порядка регистрации правил негосударственных пенсионных фондов и изменений в них, стандартов раскрытия информации и форм отчетности негосударственных пенсионных фондов;
  4. 3. на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Служба осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:
  5. – регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг), правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, правила доверительного управления ипотечным покрытием, правила негосударственных пенсионных фондов, документы профессиональных участников рынка ценных бумаг; – осуществляет уведомительную регистрацию негосударственных пен-сионных фондов, подавших заявление об осуществлении деятельности по обязательному негосударственному пенсионному страхованию в качестве страховщика; – осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы, принимает решение о приостановлении действия или об аннулировании соответствующих лицензий; – осуществляет аккредитацию организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в сфере деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, и принимает решение об отзыве аккредитации; – контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; – приостанавливает эмиссию ценных бумаг; – проводит проверки эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев, деятельности жилищных накопительных кооперативов, проводит контрольно-ревизионные мероприятия в отношении бюро кредитных историй;
  6. выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, и др.;
  7. запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг, назначает временную администрацию и принимает решение о прекращении деятельности временной администрации в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  8. ведет реестр аттестованных лиц, аннулирует квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Соотношение государственного контроля над деятельностью участников фондового рынка и контроля со стороны саморегулируемых организаций определяется общими направлениями государственной политики на рынке ценных бумаг и особенностями государственного режима.

Поскольку ключевую роль в регулировании отношений на фондовом рынке в России играет государство, то приоритетными задачами государства для успешного развития рынка ценных бумаг в современных условиях являются:

  •  совершенствование правового регулирования на финансовом рынке;
  • повышение его емкости и прозрачности;
  • обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
  •  формирование благоприятного налогового климата для участников рынка;
  •  снижение инфляционных процессов в экономике страны; – устранение пробелов в российском законодательстве, а также приведение нормативной базы в соответствие с международными стандартами.

Источник: http://www.ekonomika-st.ru/f-kredit/rzb/rzb-1.html

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

б) перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

в) финансирование дефицита государственного бюджета на не инфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

  • функция страхования ценовых и финансовых рисков, стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг: фьючерсных и аукционных контрактов.

Одна из основных функций рынка ценных бумаг заключается в мобилизации денежных средств инвесторов для целей организации и расширения производства. Существование рынка ценных бумаг способствует формированию эффективной и рациональной экономики.

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Читайте также:  Актуальный список акционеров Газпрома на 2020 год

Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг – так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

  • государственные органы регулирования;
  • саморегулирующиеся организации;
  • законодательные нормы рынка ценных бумаг;
  • этику, традиции и обычаи рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

  • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
  • регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;
  • общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

  • поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
  • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;
  • обеспечение свободного и Открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
  • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
  • в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
  • воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов.

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

  • создание нормативной базы функционирования рынка;
  • отбор профессиональных участников рынка;
  • контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
  • систему санкций за уклонение от норм и правил.

Основными принципами регулирования являются:

  1. разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой;
  2. выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании;
  3.  обеспечение конкуренции между участниками рынка;
  4.  обеспечение гласности нормотворчества;
  5.  соблюдение преемственности российской системы регулирование рынка ценных бумаг и учет опыта мирового рынка.

Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

Государство создает систему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.

Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.

Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

  • разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
  • установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
  • контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
  • обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
  • формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
  • контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет следующие важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг:

  • государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.
  • принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;
  •  принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания централизованных решений, гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании;
  • принцип равных возможностей, означающий:
  •  стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
  • равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
  •  гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;
  •  запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  •  отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).
  •  принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;
  • принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

  • функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;
  • использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;
  • распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;
  • приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
  • приоритет в развитии инфраструктурных организаций;
  • максимальное снижение и разделение рисков;
  • поддержка конкуренции на рынке;
  • предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

Формой выражения государственного регулирования рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется регулирование.

Область законодательства гораздо легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг.

Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.

Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.

На сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

  1. Гражданский кодекс РФ, части I и II
  2. Закон «О банках и банковской деятельности»
  3. Закон «О центральном банке Российской Федерации»
  4. Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»
  5. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
  6. Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»
  7. Закон «Об акционерных обществах»
  8. Закон «О рынке ценных бумаг»
  9. Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг и т.д.

Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. На настоящий момент документом, определяющим направление деятельности по регулированию рынка ценных бумаг, является вышеупомянутая Концепция. Согласно ей, национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:

  • создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего, в приватизированные предприятия;
  • финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;
  • создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
  • перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института «эффективного собственника», повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;
  • предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;
  • создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;
  • борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

В стратегическом плане указанные цели комплиментарные и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.

Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/119443-2-3558.html

Ссылка на основную публикацию