Изменения в ФЗ «О рынке ценных бумаг» на Year год и текст закона

Приветствую. Сегодня разговор пойдет про ФЗ о рынке ценных бумаг. Я расскажу об истории появления и дальнейшей трансформации закона. Рассмотрю базовые составляющие и покажу главные и наиболее важные моменты, которые необходимо знать каждому инвестору.

Разберу актуальные нововведения и поправки. Несмотря на то, что ФЗ довольно объемный, покажу, как максимально эффективно ориентироваться в этом законодательном акте. Ну а теперь, пора начинать.

Коротко о законе

ФЗ о рынке ценных бумаг является главным нормативно-правовым документом, регламентирующим выпуск и котирование ценных бумаг в России. Помимо этого, закон устанавливает все правоотношения, возникающие в работе проф. участников рынка ценных бумаг.

Первая редакция N39 ФЗ «О рынке ценных бумаг» была выпущена в апреле 1996 года.

С момента первой публикации законодательный акт претерпел множество изменений, дополнений и поправок.

Хотя существенные моменты и базовые принципы стандартизации рынка ценных бумаг остались прежними. Закон довольно объемный и включает в себя 6 основных разделов и 53 статьи.

Под регулирование ФЗ попадают как российские участники биржевых отношений, так и нерезиденты РФ.

Изменения в ФЗ

Последние изменения в федеральном законе

В конце 2017 был принят 397 ФЗ. Это отдельный документ, который регламентирует вхождение корректировок в закон о рынке ЦБ, касаемо раздела о саморегулируемых организациях. Здесь идет речь по большей части о вопросе инвестиционного консультирования.

С 21 декабря 2018 года к профессиональным участникам биржевого рынка теперь относят инвестиционных советников. Это лица, которые занимаются консультированием клиентов в сфере инвестирования в ценные бумаги, деривативы либо какие-либо другие биржевые финансовые инструменты.

Как трактует последняя редакция ФЗ о рынке ценных бумаг, все программы, через которые будет проводиться информационная поддержка клиентов в сфере инвестирования, подлежат обязательной аккредитации в Банке России. Помимо этого, любые консультационные услуги в этой области должны сопровождаться заключением договора, который регламентирует правоотношения сторон.

Конец 2018 года также был ознаменован изменениями в законе «О рынке ценных бумаг» и связанным с предыдущим ФЗ-514 от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах» в вопросе эмиссии биржевых инструментов.

Расскажу самое важное, что изменили в этой области.

Изменения в ФЗ

Краткий обзор основных изменений в части эмиссии ценных бумаг

Начиная с 28 декабря 2018, в соответствии с ФЗ, эмитенты могут выпускать облигации без определенного срока обращения.

Чтобы получить возможность привлекать заемные средства через такой инструмент, компании должны отвечать серьезным требованиям в плане надежности.

Покупать данные бонды могут также не все лица, а только инвесторы, имеющие подтвержденный статус квалифицированных участников торгов.

Кроме этого, ФЗ о РЦБ устанавливает следующие экономические критерии и ограничения на выпуск облигаций без указанного срока погашения:

  1. Максимальная сумма размещения в течение календарных 12 месяцев равна 1 млрд. руб.
  2. Минимальная сумма покупки каждым квалифицированным участников торгов составляет 1,4 млн. руб.
  3. Гарантию по долговым бумагам может выдать организация, стоимость чистых активов ее превышает размер обеспечительной гарантии.

Помимо этих в раздел ФЗ о рынке ценных бумаг, который устанавливает процедуру эмиссии акций и облигаций, были внесены поправки, пока еще не вступившие в силу. А именно:

  1. Возможность подачи регистрационных проспектов онлайн в электронном виде.
  2. Регистратором, кроме ЦБ, смогут выступать и другие организации, отвечающие требованиям законодательства.
  3. Изменения в параметрах эмиссий.
  4. Руководители организаций смогут принимать решения о выпуске биржевых бумаг без утверждения советом директоров.
  5. Будут изменены критерии определения существенных фактов, обязательных к раскрытию.
  6. Прекратиться деление биржевых инструментов на документарные и бездокументарные.

Изменения в ФЗ

Ключевые вопросы, затронутые законопроектом

ФЗ о рынке ценных бумаг устанавливает перечень участников рыночных отношений, их компетенции и обязанности. Приводит актуальный перечень инструментов, которые признаются ценными бумагами.

ФЗ также регламентирует деятельность надзорных органов в сфере биржевых отношений.

Большое внимание в законодательном акте уделяется эмиссии ценных бумаг и их последующему обращению, а также прекращению котирования и процессу делистинга.

Эмиссия акций

Акция — это финансовый инструмент, который предоставляет своему владельцу право на участие и принятие решений в организации, получения части прибыли и остаточной стоимости от ликвидации. По-другому можно сказать, что обыкновенная акция эквивалентна доли в бизнесе.

ФЗ устанавливает следующие стадии эмиссии акций:

  • принятие решения о выпуске
  • утверждение данного решения
  • процедура регистрация и присвоения эмиссии специального номера
  • эмиссия акций
  • регистрация документов о результатах эмиссионного процесса
  • внесения поправок в устав АО.

Эмиссия облигаций

Облигация — это долговой инструмент, владелец которого получает право на возврат стоимости номинала в дату погашения, а также получение процентов в течение периода обращения ценной бумаги.

Процесс выпуска облигаций очень похож на эмиссию акций и выглядит следующим образом:

  • принятие решение о выпуски бондов
  • утверждение
  • регистрация
  • процедура эмиссии
  • публикация отчета об итогах и проспекта долговых инструментов.

Раскрытие информации

Все, что связано с раскрытием информации, регламентируется ст. 30 ФЗ о рынке ЦБ. Данный раздел устанавливает требования относительно предоставления доступа информации широкому кругу лиц.

Основными сведениями, которые подлежат обязательному раскрытию, являются:

  • отчетность по стандартам РСБУ
  • консолидированная отчетность по стандартам МСФО
  • ежеквартальные отчеты
  • годовой отчет
  • сведения, что оказывают, по мнению компании, влияние на стоимость ценных бумаг
  • устав
  • эмиссионные проспекты
  • список аффилированных лиц
  • существенный факт, содержащий данные о проведении ОСА либо ВОСА.

Проспект ценных бумаг

Регистрации каждого нового выпуска эмиссионных инструментов, в соответствие с ФЗ о рынке ЦБ, должны сопровождаться выпуском рыночного проспекта ценных бумаг. Это обязательно, кроме случаев, когда:

  1. Выпуск бумаг происходит только для квалифицированных участников рынка, число которых менее 500 лиц.
  2. Размещение акций происходит между уже действующими акционерами организации, и их число не превышает 500 лиц.
  3. Ценные бумаги размещаются среди инвесторов, число которых менее 150, не учитывая квалифицированных участников рынка и лиц, уже являющихся акционерами эмитента, если их число не превышает 500.
  4. Инструменты выпускаются по закрытой подписке, а число лиц не считая квал. инвесторов является меньше 500.
  5. Итоговый финансовый результат привлечения средств за один календарный год не превышает 200 млн. рублей.
  6. Компания является банковской структурой, и сумма привлечения составляет менее 4 млрд. рублей.
  7. Каждый приобретатель выпускаемых биржевых инструментов приобретает их на сумму более 4 млн. руб., а их количество менее 500, без учета квалифицированных участников рынка.
  8. Облигации размещаются из того же выпуска, проспект по которому уже был зарегистрирован ранее.

Изменения в ФЗ

Сообщения о существенных фактах

ФЗ о рынке ЦБ определяет факт как сведения, способные оказать сильное влияние на котировки биржевых инструментов эмитента. Обязанность публиковать информацию в форме сущ. фактов возникает у компании на следующий день после размещения эмиссионных документов или с момента публикации проспекта ценных бумаг. Каждый сущ. факт публикуется отдельным сообщением.

Вступление в силу

Большинство поправок и описанных законодательных стандартов уже введены ранее или начали действовать с конца 2018 года. Остальные изменения, которые уже опубликованы, но еще не начали действовать, вступят в силу с 1 января 2020 года.

Где можно посмотреть актуальную версию

Действующую версию ФЗ можно посмотреть на специализированных сайтах в интернете, таких как fzakon.ru или fzrf.su.

Помимо этого, полный сборник ФЗ с предстоящими принятиями поправок можно увидеть в интерактивных программах, которые выпускают Консультант плюс (Consultant.ru) и справочная система Гарант (garant.ru). Преимущество этих софтов в том, что они дают возможность ознакомиться с практикой вынесения судебных решений по спорным вопросам.

Заключение

Подводя итоги, хочу заметить, что когда-то появление ФЗ о рынке ценных бумаг для Российской Федерации было настоящим прорывом. Однако экономика меняется, на рынках появляются новые участники отношений, а технологии шагают вперед. Поэтому законодателям приходиться как можно быстрее и эффективнее реагировать на изменения, внося новые поправки в законодательный акт. ФЗ «О рынке ценных бумаг» — это один из главных документов для инвестора, значит, он просто обязан уметь работать с этим законом и максимально четко реагировать на вносимые изменения. Согласны?

Источник: http://capitalgains.ru/obrazovanie/fz-o-rynke-tsennyh-bumag.html

Закон о рынке ценных бумаг в Российской Федерации

Рынок ценных бумаг — это финансовые отношения между его участниками, заключающиеся в выпуске и обороте акций, облигаций и других документов, представляющих материальную ценность. Другими словами, это часть финансового рынка, на котором перераспределение денежных средств осуществляется с помощью таких финансовых инструментов, как ценные бумаги.

Описание 39 ФЗ

Федеральный закон № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” регламентирует отношения, которые возникают при выпуске ценных бумаг и их обращении, независимо от эмитента, а также особенности образования и деятельности отдельных фрагментов рынка эмиссионных ценных бумаг.

ФЗ об облигациях был принят Государственной Думой 20 марта 1996 года и одобрен Советом Федерации 11 апреля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 22 апреля 1996 года.

Закон о рынке ценных бумаг состоит из шести разделов, тринадцати глав с подглавами и пятидесяти трёх статей, которые рассматривают отдельные области рынка акционных и других дорогостоящих документов, включая процесс их эмиссии, оборота и изъятия из обращения.

Краткое содержание ФЗ-39 по разделам:

  • Раздел 1 рассматривает общие положения закона, в которых приводит объяснение специальной терминологии и описывает область действия законодательства;
  • Раздел 2 описывает участников рынка ценных бумаг. Он состоит из четырёх глав, которые предусматривают профессиональные виды деятельности на брокерском рынке акций и их агентов, условия допуска ценных бумаг к аукционам, деятельность специализированных финансовых сообществ и репозитарную деятельность юридических лиц;
  • Раздел 3 охватывает процессы эмиссии ценных бумаг. Данная часть закона состоит из четырёх глав и рассматривает особенности определения ценных бумаг, процесс их выпуска, порядок обращения и полномочия представителей акций;
  • Раздел 4 предусматривает правила обеспечения рынка ценных бумаг необходимой информацией об акциях. Он охватывает процедуры и особенности предоставления сведений об облигациях центральному депозитарию и акционерам;
  • Раздел 5 устанавливает правила регулирования рынка ценных бумаг. Он состоит из пяти глав, описывающих основные принципы управления, регулирование деятельности профессиональных участников и репозитирования, а также функции и полномочия Центрального Банка России и саморегулируемых организаций;
  • Раздел 6 охватывает заключительные положения, среди которых ответственность за нарушение положений текущего закона, особенности оборота иностранных акций и порядок оформления различных соглашений, связанных с ценными бумагами.
Читайте также:  Порядок выплаты дивидендов за год, если выплачивались промежуточные

Законодательство постоянно изменяется и дополняется в соответствии с новыми правовыми актами в сфере акционной и биржевой деятельности в целях исключения двусмысленной трактовки положений закона, которые влекут за собой неправомерные операции с ценными документами.

Последние изменения, внесенные в закон

В ходе последней редакции закона, состоявшейся 31.12.2017 посредством принятия поправки № 481-ФЗ, статья 30.

1, предусматривающая условия освобождения эмитента ценных бумаг осуществлять раскрытие информации о них, была дополнена пунктом 6, который постанавливает, что правительство РФ вправе определять случаи, в которых эмитенты могут не раскрывать необходимую информацию или ограничит состав и объём раскрываемых сведений, а также устанавливать круг лиц, которым не следует не предоставлять данные или раскрыть их в ограниченном составе.

Статья 1 ФЗ-39 устанавливает предмет регулирования закона, которым является выпуск и обращения ценных бумаг, а также деятельность профессиональных участников фондового рынка и особенности надзора и контролирования их работы.

Статья 2 закона об облигациях описывает основные термины, которые используются в законодательстве, среди которых:

Эмиссионная ценная бумага — любая бумага, представляющая ценность, включая бездокументарную, которая обладает одновременно следующими свойствами:

  • закрепляет одновременно имущественные и неимущественные права, которые подлежат подтверждению, уступке и исполнению в соответствии с требованиями настоящего законодательства;
  • выпускается ограниченным тиражом;
  • объём и сроки действия прав в одном выпуске одинаковы для всех, вне зависимости от времени покупки бумаги;

Акция — эмиссионная ценная бумага, которая даёт её владельцу право на часть прибыли от прибыли организации, которая её выпустила, на участие в принятии решений и долю имущества, которое остаётся после ликвидации акционерного общества. Акции являются именными документами;

Облигация — эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет за её владельцем право на получение от эмитента денежную сумму, являющуюся номинальной стоимостью данного документа. Срок получения номинала предусматривается непосредственно в самой облигации. Также облигации могут предусматривать получение установленного процента от её номинальной цены или другие имущественные права;

Эмитент — юридическое лицо или государственный исполнительный орган, которые несут обязательства по осуществлению прав владельцев ценных бумаг от своего имени или от публичного образования.

Статья 8 ФЗ о фондовом рынке предусматривает порядок осуществления деятельности с реестром владельцев ценных бумаг. В сферу ведения реестра входят следующие действия с акциями и облигациями:

  • сбор;
  • регистрация;
  • обработка;
  • хранение и предоставление информации о документах;

Вести реестр имеет право только юридическое лицо, обладающее соответствующей лицензией. Данное лицо именуется регистратором или держателем реестра.

Держатель реестра выполняет следующие обязанности:

  • открытие и ведение лицевых счетов согласно правилам настоящего законодательства и регулирующих документов Банка России;
  • предоставление информации зарегистрированным лицам, у которых на лицевых счетах имеется более одного процента голосующих акций эмитента. В разглашаемые сведения входят данные из реестра о зарегистрированных участниках и объёме учитываемых акций;
  • информирование зарегистрированных участников о способах и условиях реализации закреплённых за ними ценными бумагами прав, если они этого требуют;
  • предоставление выписок с лицевых счетов зарегистрированным лицам;
  • публикация информации об утрате учётных записей и банкротстве в средствах массовой информации, а также обращение в суд с исками о восстановлении утраченных прав на ценные бумаги в предусмотренном порядке;
  • другие обязанности в соответствии с настоящим законом и другими нормативными документами Банка России.

Также регистратор проводит операции по конвертации ценных бумаг по распоряжению эмитента и выполняет распоряжения зарегистрированных лиц по их лицевым счетам. Данные распоряжения должны исполняться в течение трёх дней. Отказаться или уклониться от них невозможно, за исключением случаев, установленных нормативными актами Банка России.

Статья 30 ФЗ-39 предусматривает порядок осуществления раскрытия информации о ценных бумагах. Разглашению подлежит только информация, являющаяся общедоступной, не требующая специальных прав доступа.

Осуществляется раскрытие информации следующими способами:

  • в ежеквартальном отчёте;
  • в консолидированной финансовой отчётности эмитента;
  • в сообщениях о важной информации;

В первом квартальном отчёте в году предоставляются следующие сведения:

  • бухгалтерский отчёт эмитента за предыдущий отчётный год с аудиторским заключением;
  • финансовый отчёт за последний трёхмесячный отчётный период.

В последующие ежеквартальные отчёты включаются только сведения за определённый период.
В сообщениях о важной информации указываются только факты, которые могут повлиять на изменения стоимости ценных бумаг эмитента.

Скачать текст закона о рынке ценных бумаг

Для подробного ознакомления со всеми положениями Федерального закона № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг» можно скачать текст документа с последними изменениями по ссылке ниже.

Источник: https://lawlinks.ru/fz-o-rynke-cennyx-bumag/

Госдума внесла поправки в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»

Москва, 6 июля 2016, 21:24 — REGNUM Несколько дней назад Государственная Дума Российской Федерации внесла поправки в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Теперь законодательно устанавливаются требования к инвестиционным советникам, которые дают рекомендации клиентам на фондовом рынке. Они должны будут давать рекомендации в определенной форме и нести за это ответственность.

К тому же, необходимо ставить в известность клиента о той выгоде, которую сам консультант получает при продаже того или иного инвестиционного продукта. Это поправки начнут работать через год.

Изменения в ФЗ

Специально для ИА REGNUM ситуацию на рынке ценных бумаг прокомментировал известный международный эксперт, финансовый консультант Исаак Беккер:

В период кризиса профессия финансового консультанта особо востребована. Его товаром является ваша же мечта. Зачастую для этого используется изобретение многовековой давности: формула сложных процентов. Она позволяет воочию увидеть, как и когда эта мечта сбудется.

Вам звонят на работу, домой, шлют приглашения на семинары: «Вы не хотите стать миллионером? Но ведь это так просто! Допустим, что вам 30 лет, есть сбережения где-то 5 тыс. «зеленых», если их правильно вложить и ежемесячно добавлять еще от $200 до $500в, то к пенсии (скажем, к 60 годам) можно быть уже состоятельным человеком и иметь от $500 тыс. до $1 млн»!

Так, при 9,5% годового дохода (его мы использовали в своих расчетах) получаются заманчивые величины. Можно «нарисовать» и больше, а можно и меньше. Как клиент захочет. Это искусство комбинации нескольких факторов не сложнее таблицы умножения. Люди, в основном, делают импульсивную покупку своей мечты — такой заманчивой  оказывается. вполне реальной.

Дальше начинаются будни: плохая доходность инвестиций (многолетний показатель в размере 9,5% для вложений в валюте — просто не реально, хотя это и не самое главное), затраты в первые 3−5 лет съедают весомую часть ваших денег (нужно платить тем, кто «привел» вас в страховую компанию, чьи продукты, как правило, продаются и сама компания должна на этом «что-то иметь»).

Хотите разорвать договор и вернуть деньги — пожалуйста, но это будет, как правило, намного меньше того, что вы вложили. Про мечту уже никто не вспоминает. За 16 лет работы в сфере финансовых услуг мне не довелось видеть ни одного человека, который бы полностью выдержал участие в этом накопительном марафоне и остался бы им доволен.

Накопительные программы использует, как правило, люди среднего достатка или даже ниже. Но бесплатным советом не пренебрегают и весьма состоятельные люди. Вот один из наиболее распространенных примеров. У вас счет в хорошем европейском банке. Класть деньги на депозит, по существу, бесполезно.

Ставки близки к нулю в лучшем случае. Что делать? Банк приходит нам помощь. Заметьте, совершенно бесплатно. Предлагают новый «интересный» структурный продукт, который, например, нацелен на рост европейского индекса или падение акций крупного банка.

Могут посоветовать вложиться в фонд и вашего родного банка — «сейчас отличное время для этого». А могут предложить купить на 3−4 месяца акции одной ювелирной компании или нефтегазового гигант. При этом банк интересует исключительно своя выгода.

На каждом предложенном варианте он тем или иным образом зарабатывает. Что будет с вашими вложениями, честно говоря, мало кого волнует.

Недавно на экраны вышел фильм «Финансовый монстр», где рассказывается о том, как проигравшийся в пух и прах инвестор захватил в заложники ведущего популярной финансовой программы, советом которого он крайне неудачно воспользовался. Это большая проблема.

Газеты, журналы, интернет наводнены массой разнообразной информацией о личных финансах, инвестициях, возможностях быстрого обогащения и т.д. При этом никто не несет ответственности за достоверность информации (за исключением профессиональных СМИ), а также за результаты того, если кто-то ненароком воспользуется предложенным советом — информацией.

На днях заметил, что на известном канале CNBC стали появляться предупреждения о том, что выступление того или иного эксперта является его личной точкой зрения и для принятия окончательного решения вам следует обратиться к профессиональному финансовому консультанту. На мой взгляд, это совершенно верно и, по всей видимости, в этом направлении нужно и двигаться дальше.

Возможно, что практика рекламы и продвижения лекарственных препаратов может многому нас научить в этом деле. Принцип «Не навреди!» следовало бы чаще использовать и частным инвесторам».

Источник: https://regnum.ru/news/economy/2154112.html

Поправки в закон о рынке ценных бумаг

До 70% новых инвесторов — физических лиц, желающих вложить свои средства на российском финансовом рынке, могут пострадать от поправок в закон о рынке ценных бумаг, меняющих градацию инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных.

Нововведения создадут для них «препятствия и ограничения», пишут в совместном письме в Госдуму крупнейшие игроки рынка брокерских услуг (есть у РБК, его подлинность подтвердили четыре профучастника).

Под письмом, адресованным главе комитета нижней палаты по финансовому рынку Анатолию Аксакову, стоят подписи топ-менеджеров Альфа-банка, БКС, «ВТБ Капитала», НП «РТС», Тинькофф Банка и «Финама».

Поправки, уже принятые в первом чтении, не учитывают специфику различных финансовых инструментов и вместо защиты инвесторов создают для них необоснованные барьеры и увеличивают издержки работающих на финансовом рынке компаний, считают банкиры и брокеры, предлагая депутатам ряд поправок к законопроекту ко второму чтению.

Письмо с похожими предложениями ранее, в конце июня, направили Аксакову две саморегулируемые организации (СРО) финансового рынка (подлинность подтвердили РБК два источника) — Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и Национальная финансовая ассоциация (НФА).

Читайте также:  Эмиссия денег - что это, виды, кто осуществляет в России

Профучастники обсуждали законопроект о категоризации инвесторов 9 июля на встрече с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной, рассказали РБК два участника встречи. То, что встреча состоялась, подтвердил РБК предправления НАУФОР Алексей Тимофеев, но ее содержание обсуждать отказался.

Как сообщил один из источников, игрокам рынка по ключевым вопросам переубедить регулятора не удалось.

Единственная уступка, на которую готов пойти ЦБ, — не вводить тестирование для перехода инвестора из категории в категорию, оставив лишь один вид тестов — на знание того или иного финансового инструмента, рассказал он.

От чего ЦБ и депутаты пытаются защитить инвесторов

ЦБ предложил разделить частных инвесторов на категории и ограничить перечень доступных неквалифицированным инвесторам операций еще несколько лет назад.

«Если мы хотим, чтобы на фондовый рынок пришел массовый инвестор, чтобы этот инструмент стал привлекательным для миллионов наших граждан, значит, наша главная задача — защитить права начинающих неквалифицированных инвесторов, — заявлял первый зампред ЦБ Сергей Швецов.

— И в первую очередь мы должны защитить начинающих инвесторов от рисков, которых они не понимают, и от возможных убытков, связанных с такими рисками».

В конце 2018 года группа депутатов во главе с Аксаковым внесла в Госдуму законопроект, вводящий новую градацию частных инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных.

Они предложили разделить инвесторов на четыре категории вместо двух, предусмотрели для отнесения к каждой свои критерии и список разрешенных сделок.

Оценивать квалификацию и определять категорию частного инвестора должны брокеры, форекс-дилеры и другие профучастники рынка — в зависимости от того, чей он клиент. В конце мая Госдума одобрила законопроект в первом чтении и сейчас готовит его ко второму.

Частных инвесторов предлагают разделить на четыре категории:

особо защищенные неквалифицированные: по умолчанию все физлица. Профучастники смогут вкладывать их средства в простые и наименее рисковые инструменты; им разрешены сделки с ценными бумагами первого и второго котировальных списков (за исключением коммерческих облигаций), с паями инвестфондов, иностранной валютой и драгметаллами;

простые неквалифицированные: должны располагать средствами более 400 тыс. руб. или сдать специальный экзамен; им будут доступны более сложные инструменты — маржинальные сделки (на них берется заем у брокера) и производные финансовые инструменты (например, фьючерсные контракты), причем последние только после прохождения тестирования у брокера;

простые квалифицированные: располагают средствами от 10 млн руб., могут проводить любые сделки с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами при условии, что брокер будет регулярно напоминать клиенту о рисках таких финансовых инструментов;

профессиональные: вложения от 50 млн руб., ограничений на инвестиции практически нет.

Инвестор может лишиться присвоенной категории во время ежегодного пересмотра брокером соответствия клиента его статусу. При потере более высокого статуса инвестор теряет доступ к определенным сделкам.

Что предлагают участники финансового рынка

Считать простыми неквалифицированными инвесторов с суммой на счете от 160 тыс. руб., а не 400 тыс. руб. По оценке НАУФОР и НФА, именно на этом уровне поведение инвестора меняется. НАУФОР еще в январе обсуждала такую возможность с ЦБ, но в ЦБ сообщили, что считают это нецелесообразным.

Одновременно СРО предлагают не давать особо защищенным инвесторам права совершать любые сделки в пределах 50 тыс. руб. По их мнению, это провоцирует таких инвесторов на излишний риск.

Разрешить всем инвесторам покупать иностранные ценные бумаги (поправки это запрещают), так как возможность вложиться в ценные бумаги известных зарубежных компаний привлекает население на фондовый рынок.

Брокеры — за то, чтобы дать всем возможность покупать бумаги листингованных в России иностранных компаний независимо от уровня листинга, НАУФОР и НФА осторожнее: предлагают выделить среди них группы с наименьшим риском и наибольшей ликвидностью.

Расширить перечень доступных неквалифицированным инвесторам видов сделок: не только сделки купли-продажи ценных бумаг, но и сделки РЕПО, залога, обмена и другие.
Дать возможность торговать любыми финансовыми инструментами.

Особо защищенные неквалифицированные инвесторы, как и простые неквалифицированные, должны иметь возможность вкладываться в любые инструменты, если пройдут у брокера тест на знание его характеристик.
Если неквалифицированный инвестор нанял доверительного управляющего или инвестиционного советника, ограничения по категории не должны на него распространяться.
И СРО, и профучастники предлагают отложить вступление закона в силу, чтобы было время подготовить ИТ-системы, специалистов и бюджеты: не через год, а через три после публикации.
Какими будут последствия законодательных нововведений

В нынешнем виде поправки «не защищают инвесторов от явных угроз и запрещают правильное и полезное», рассуждает вице-президент Тинькофф Банка Александр Емешев: «По нашим оценкам, пользователи нашего самого консервативного тарифа в результате предлагаемых нововведений лишатся 70% доступных им сейчас бумаг.

Они уйдут с Санкт-Петербургской биржи и потеряют доступ к половине используемых ими сейчас инструментов на Мосбирже — не к суррогатам, а обычным акциям и облигациям».

«Вместо того чтобы сделать инвестирование более популярным, мы фактически изгоняем частных инвесторов с рынка и затрудняем доступ на него новым игрокам», — возмущается он.

Особенно беспокоит запрет на покупку бумаг иностранных компаний, инвесторы из-за этого будут приобретать бумаги через иностранных брокеров, опасается Емешев, добавляя, что непонятно, чем обоснован порог 400 тыс. руб.: «Люди с портфелем 500 тыс. руб. ни в чем не успешнее тех, кто вложил 10 тыс. руб.».

Объясняя предложение снизить этот порог до 160 тыс. руб., глава НАУФОР Алексей Тимофеев приводит следующую статистику: более 50% инвесторов с меньшей суммой на счете несут убытки — прежде всего из-за того, что совершают много операций и теряют деньги на ошибках и комиссиях, а более 50% инвесторов с суммой средств выше 160 тыс. руб.

получают доход от своих операций.

Введение в силу законопроекта в текущем виде может стать достаточно серьезным ударом для фондового рынка, считает президент группы компаний «Финам» Владислав Кочетков: приток клиентов может сократиться на 30–40% из-за нежелания инвесторов сдавать экзамены и следовать иным требованиям, сократится инвестиционная активность клиентов, у которых не будет доступа к иностранным ценным бумагам и производным инструментам. Заметный ущерб будет нанесен бизнесу Санкт-Петербургской биржи, на Московской бирже пострадает сегмент деривативов, добавляет он.

«Мы считаем важным сохранить доступ к финансовому рынку существующим клиентам и не ограничивать их операции», — говорит управляющий директор Мосбиржи по фондовому рынку Анна Кузнецова, напоминая, что в последние годы наблюдается снижение среднего объема средств на брокерских счетах частных лиц, так как на рынок приходит массовый инвестор, предпочитающий более консервативный подход к инвестициям.

Источник: https://brodv.ru/2019/07/10/popravki-v-zakon-o-rynke-cennyx-bumag/

О рынке ценных бумаг

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

  1. Эмиссионная ценная бумага — любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
  2. закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;
  3. размещается выпусками;
  4. имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Акция — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

Опцион эмитента — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой.

Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции.

При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе.

Выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска, а в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, — идентификационный номер.

Дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска эмиссионных ценных бумаг. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях.

  • Эмитент — юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.
  • Именные эмиссионные ценные бумаги — ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца.
  • Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя — ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца.
  • Документарная форма эмиссионных ценных бумаг — форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо.
  • Бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг — форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в реестре владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо.
  • Решение о выпуске ценных бумаг — документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой.
Читайте также:  Rual - акции Русал, котировки, аналитика и прогноз

Сертификат эмиссионной ценной бумаги — документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. Владелец ценных бумаг имеет право требовать от эмитента исполнения его обязательств на основании такого сертификата.

  1. Владелец — лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.
  2. Обращение ценных бумаг — заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.
  3. Размещение эмиссионных ценных бумаг — отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.
  4. Эмиссия ценных бумаг — установленная настоящим Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
  5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3-5, 7 и 8 настоящего Федерального закона.
  6. Финансовый консультант на рынке ценных бумаг — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг.
  7. Добросовестный приобретатель — лицо, которое приобрело ценные бумаги, произвело их оплату и в момент приобретения не знало и не могло знать о правах третьих лиц на эти ценные бумаги, если не доказано иное.
  8. Государственный регистрационный номер — цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг, подлежащий государственной регистрации.

Публичное размещение ценных бумаг — размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на организованных торгах. Не является публичным размещение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на организованных торгах.

Публичное обращение ценных бумаг — обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы. Не является публичным обращение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на организованных торгах.

  • Листинг ценных бумаг — включение ценных бумаг организатором торговли в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи, в том числе включение ценных бумаг биржей в котировальный список.
  • Делистинг ценных бумаг — исключение ценных бумаг организатором торговли из списка ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи, в том числе исключение ценных бумаг биржей из котировального списка.
  • Идентификационный номер — цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащий государственной регистрации.

Российская депозитарная расписка — именная эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество представляемых ценных бумаг (акций или облигаций иностранного эмитента либо ценных бумаг иного иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении акций или облигаций иностранного эмитента) и закрепляющая право ее владельца требовать от эмитента российских депозитарных расписок получения взамен российской депозитарной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем российской депозитарной расписки прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами. В случае, если эмитент представляемых ценных бумаг принимает на себя обязательства перед владельцами российских депозитарных расписок, указанная ценная бумага удостоверяет также право ее владельца требовать надлежащего выполнения этих обязанностей.

  1. Финансовый инструмент — ценная бумага или производный финансовый инструмент.
  2. Производный финансовый инструмент — договор, за исключением договора репо, предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей:
  3. 1) обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязанностей (за исключением договора поручительства и договора страхования), либо иного обстоятельства, которое предусмотрено федеральным законом или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, а также от изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем пункте показателей. При этом такой договор может также предусматривать обязанность сторон или стороны договора передать другой стороне ценные бумаги, товар или валюту либо обязанность заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;
  4.  обязанность сторон или стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;
  5.  обязанность одной стороны передать ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор является производным финансовым инструментом.
  6. Термины «инсайдерская информация» и «манипулирование рынком» используются в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источник: https://library.fsetan.ru/doc/o-ryinke-tsennyih-bumag-s-izmeneniyami-na-21-iyulya-2014-goda/

Мониторинг законодательства и судебной практики №54

Принят пакет поправок в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и другие федеральные законы: изменяется порядок учреждения акционерных обществ, регистрации выпусков акций и раскрытия информации на рынке ценных бумаг, разрешается выпуск бессрочных облигаций и др.

28 декабря 2018 г. опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 514-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг» (далее – Закон № 514-ФЗ).

Закон № 514-ФЗ является наиболее масштабной правкой Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) за последние годы: многие статьи и даже целые главы Закона о рынке ценных бумаг переписаны заново.

Большинство положений Закона № 514-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 г., некоторые положения – со дня официального опубликования, т.е. с 28 декабря 2018 г.

Далее – кратко о наиболее интересных изменениях.

          I.   Изменения в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

С 28 декабря 2018 г.:

  1. Расширяется перечень случаев, когда выпуск эмиссионных ценных бумаг (далее – ценные бумаги) может регистрироваться без проспекта ценных бумаг.
  2. Появятся «бессрочные» облигации (без определения в решении о выпуске срока их погашения), которые предназначены только для квалифицированных инвесторов.

С 1 января 2020 г.:

  1. Профессиональный участник рынка ценных бумаг – регистратор вместо Банка России будет регистрировать выпуски акций при учреждении акционерных обществ (далее – АО). Кроме того, регистратор, если это предусмотрено договором между ним и учредителями АО, сможет сам подать заявление о государственной регистрации учреждаемого АО.
  2. Выпуск акций, размещаемый при учреждении АО, должен быть зарегистрирован до государственной регистрации самого АО как юридического лица.
  3. Документы для регистрации выпуска ценных бумаг (как в Банк России, так и регистратору или иной регистрирующей организации, предусмотренной Законом о рынке ценных бумаг) по желанию заявителя могут быть поданы в электронной форме, в том числе через Интернет.
  4. Требования к форме, составу и содержанию отчета эмитента (новое название ежеквартального отчета) и сообщений о существенных фактах будут устанавливаться Банком России в зависимости от вида, количества и т.п. выпущенных эмитентом ценных бумаг, деятельности эмитента, а также того, является эмитент субъектом малого или среднего предпринимательства или нет.
  5. Отменяется ограничение, что АО с числом акционеров более 500 не вправе подать заявление об освобождении от обязанности раскрывать информацию.
  6. Предусмотрены случаи, когда непубличное АО не обязано раскрывать информацию, несмотря на наличие зарегистрированного проспекта эмиссии ценных бумаг или плана приватизации, приравненного к такому проспекту.
  7. В учетной системе регистраторов и депозитариев появится новый вид лицевого счета (счета депо) – эскроу-агента. В качестве эскроу-агента по сделкам с бездокументарными ценными бумагами сможет выступать сам регистратор или депозитарий, который учитывает права на эти ценные бумаги.

        II.   Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

С 28 декабря 2018 г.:

  1. При учреждении АО договор с регистратором, который будет вести реестр акционеров, должен быть заключен учредителями до учреждения АО.
  2. Предусмотрен новый тип привилегированных акций, дивиденды по которым выплачиваются до выплаты дивидендов по любым иным привилегированным и обыкновенным акциям (привилегированные акции с преимуществом в очередности получения дивидендов). Владельцы таких привилегированных акций будут иметь право голоса только по вопросу о ликвидации АО.
  3. Вводятся дополнительные ограничения на конвертацию привилегированных акций одного типа в привилегированные акции другого типа или обыкновенные акции, а также на конвертацию иных эмиссионных ценных бумаг в акции.

      III.   Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

  • С 28 декабря 2018 г.:
  • Правительство РФ вправе определять случаи, когда доступ к сведениям и документам, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), может быть ограничен.
  • С 1 января 2020 г.:
  • Для государственной регистрации АО, создаваемого в результате учреждения или реорганизации, будет необходимо представить документ, подтверждающий регистрацию выпуска акций этого АО.

       IV.   Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вводятся особые правила для представительства, учета и удовлетворения требований кредиторов – владельцев облигаций.

         V.   Закон о рынке ценных бумаг и другие федеральные законы.

С 28 декабря 2018 г. Правительство РФ вправе определять случаи, когда информация, которая, по общему правилу, подлежит раскрытию на основании соответствующего федерального закона, не раскрывается.

Источник: https://www.rrost.ru/ru/press/review_legal/03122018-31122018/page_1/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector