Обзор акций Spacex: когда выйдут и стоит ли покупать

Частная космическая компания SpaceX в рекордные сроки создала уникальные космические технологии, которые были не по плечу правительственным агентствам ведущих космических держав. В то же время, инвесторов интересует вопрос финансового будущего компании и возможного выхода на публичный рынок.

Ffin.ru уже освещал финансовое положение SpaceX и влияние последней аварии на прибыльность космической компании. Следует отметить, что графики, построенные на основании данных самой SpaceX, относятся к использованию одноразовых ракет.

В настоящее время компания перешла на запуски многоразовых ракет, то есть с возвращаемой первой ступенью. Это должно повысить рентабельность пусков и увеличить количество заказов на космические запуски ракетами от SpaceX. Обзор акций spacex: когда выйдут и стоит ли покупать

В апреле прошлого года инвестфирма Jefferies International LLC опубликовала доклад, согласно которому запуск ракеты-носителя Falcon 9 от SpaceX обходится заказчикам в $61,2 млн, при этом себестоимость ракеты с топливом составляет $36,7 млн.

Таким образом, получается, что теоретическая маржа достигает 40%, что является уникально высоким показателем.

Для сравнения: у Boeing Company (BA, NYSE) и Lockheed Martin Corporation (LMT, NYSE) она составляет 10% и 12,6% соответственно, по данным Wall Street Journal.

Начало эксплуатации многоразовых ракет Falcon 9 позволит снизить стоимость запуска для заказчиков до $37 млн, по оценкам Jefferies (если SpaceX снизит цену по-максимуму, а не направит средства на рост маржи). Невероятный уровень прибыльности возвращаемой ракеты Falcon 9 понятен, так как стоимость первой ступени ракеты составляет около 75% от общей стоимости ракеты-носителя.

Обзор акций Spacex: когда выйдут и стоит ли покупать

Однако эти яркие цифры, возможно, не следует понимать буквально. В прошлом месяце издание Wall Street Journal сообщило, что ее журналистам удалось получить финансовые документы SpaceX, отражающие реальное положение дел в компании. В итоге был выпущен многостраничный доклад, который многие инвесторы восприняли как «разоблачение».

По сведениям Wall Street Journal, максимума выручки примерно в $1 млрд SpaceX достигла в 2014 г. Позже два неудачных запуска привели к задержке запусков и падению дохода. В частности, в 2015 г. продажи снизились до $945 млн. До взрыва ракеты в сентябре 2016 г. компания SpaceX планировала на 2017 г. выручку в $1,8 млрд и прибыль $55 млн.

Доклад Wall Street Journal показывает низкую маржу SpaceX: компания в 2017 г., возможно, достигнет лишь 3% маржи. Это значительно ниже, чем у конкурентов.

Однако бизнес SpaceX нельзя оценивать с помощью традиционных подходов. Компания инвестирует значительные средства в наращивание доли инновационных компонентов в своей космической технике, которая минимум на поколение опережает даже «бумажные» проекты конкурентов.

Кроме того, SpaceX активно готовится к полетам на Марс, например, в конце прошлого года был успешно испытан уникальный ракетный двигатель Raptor на метановом топливе. В перспективе его можно будет заправлять топливом, изготовленным на Марсе.

Также SpaceX планирует организовать регулярные грузоперевозки на Марс на кораблях Dragon 2 и создает уникальный 100-местный пассажирский корабль для полетов в глубь Солнечной системы.

Первую посадку беспилотного грузового корабля Dragon 2 компания планирует уже в 2018 г.

Обзор акций spacex: когда выйдут и стоит ли покупать

Таким образом, SpaceX ориентирована на долгосрочные проекты и лидерство в освоении Солнечной системы, вкладывая в это все средства.

Поэтому компания не торопится выходить на публичный рынок, так как глава SpaceX Илон Маск намерен реализовать свои долгосрочные прорывные проекты, а не сосредотачиваться исключительно на транспортных услугах по доставке груза и пассажиров на околоземную орбиту.

Ожидать выхода SpaceX на публичный рынок стоит только тогда, когда Илон Маск будет уверен, что это не помешает марсианской программе. В некотором роде, бизнес SpaceX — самая высокая долгосрочная ставка в истории бизнеса.

Источник: https://ffin.ru/market/future/57608/

Стоит ли покупать акции SpaceX: полный обзор компании

Падающие и взлетающие ракеты Falcon, космические туристы и Илон Маск время от времени появляются в новостях. Все мы слышали что-то о фантастических планах колонизации Марса, но мало что знаем о SpaceX как о компании. На чем она зарабатывает? Кто её конкуренты? Имеет ли смысл покупать её акции?

Рассказываем, как обстоят дела у одной из самых популярных частных компаний среди инвесторов – SpaceX.

Источник: spacex.com

О компании

Space Exploration Technologies – одна из крупнейших и самых популярных среди инвесторов частных компаний в мире. Она основана в 2002 году известным предпринимателем, сооснователем Paypal и Tesla, инициатором проекта вакуумного поезда Hyperloop Илоном Маском.

SpaceX видит своей миссией снижение стоимости освоения космоса и исполнения мечты Маска – освоения и колонизации Марса: создания там полностью автономного поселения, а в отдаленном будущем и террафомирование планеты.

Для этого компания надеется снизить стоимость полета на Марс до всего 200 000 долларов на одного и перевезти туда 1 миллион человек.

По словам Маска, пока этой темой мало кто интересуется, но он надеется показать, что полеты на Марс – не такое необычное дело, как кажется сейчас.

В рамках этой отдаленной цели, компания занимается более приземленными задачами, которые помогут сделать запуски гораздо более дешевыми за счет эффекта масштаба и повторного использования ракет – так, компания первой в мире отправила грузы с помощью повторно использованной первой ступени ракеты, разработала космический корабль Dragon, предназначенный для пополнения запасов на МКС, ведет разработку пассажирской версии корабля Dragon V2 для астронавтов, которых отправит к МКС, а также готовит к запуску спутниковый интернет, доступный из любой точки планеты.

Эффективность

С самого основания SpaceX заявляет снижение расходов на освоение космоса как одной из основных целей, поэтому стоимость запусков у SpaceX значительно ниже, чем у конкурентов, которые ощущают большое давление со стороны компании. Непубличный статус SpaceX позволяет держать в секрете, как им удается удерживать такие низкие цены. При этом компания не регистрирует патенты, чтобы не раскрывать секреты.

Некоторые специалисты считают, что снижение расходов достигается за счет вертикальной интеграции. Почти все комплектующие компания производит сама: SpaceX контролирует большую часть цепочки поставок, что заметно снижает расходы и позволяет производить более инновационные технологии. Также снижение расходов достигается за счет гораздо меньшего количества рабочих по сравнению с конкурентами.

Главными конкурентами SpaceX являются United Launch Alliance (ULA), совместное предприятие Boeing, крупнейшей в мире аэрокосмической корпорации, и Lockheed Martin. Капсулы Boeing являются прямыми конкурентами SpaceX за контракты NASA по транспортировке астронавтов на космическую станцию и обратно.

При этом в производстве тяжелых ракет SpaceX впереди – Boeing может стать главным подрядчиком в производстве разрабатываемой NASA сверхтяжелой ракеты Space Launch System, однако она сможет выводить лишь ненамного больше груза, чем Falcon Heavy, и её ервый запуск ожидается только в середине 2020 года.

При этом стоимость запуска оценивается в разы больше – 500 млн $ вместо 100-150 $ у SpaceX. Запуск Delta IV Heavy стоит же около 400 млн. $.

Рост SpaceX привел к тому, что United Launch Alliance в 2015 году объявляла об угрозе банкротства и масштабной реструктуризации. Она, как Mitsubishi и Heavy Industries, уже заявили о планах снижения стоимости запусков в 2 раза, чтобы не терять долю рынка.

Руководитель французской Arianespace заявил, что из-за давления SpaceX реструктурируется вся европейская космическая индустрия – компания вынуждена снижать цены и запрашивать субсидии у государства.

Роскосмос также заявлял о том, что организация планирует снизить себестоимость, чтобы выдерживать конкуренцию со SpaceX.

Повторные запуски

Маск сравнивает космическую индустрию с авиацией и предлагает представить, что было бы, если самолеты, которые стоят сотни миллионов долларов, летали только один раз и для каждого нового рейса нужно было строить новый. Билеты на рейс стоили бы миллионы долларов.

На сопоставимый эффект рассчитывает и SpaceX, научившись использовать ракеты многократно, ведь производство ракет – самая крупная составляющая расходов на запуск.

Источник: cdn.jpg.wtf/futurico

В марте 2017 компания впервые в истории запустила и посадила ракету-носитель Falcon 9 с грузом, выведя на орбиту спутники. Первая ступень запущенной ракеты была ранее использована во время запуска с грузом NASA в апреле 2016.

По словам Маска, эти части Falcon 9 могут быть использованы повторно до 100 раз, но ожидает, что реально это будет 10-20 раз для каждой ступени. Президент SpaceX Gwynne Shotwell рассчитывает на экономию в 30% при повторных запусках, хотя пока компания предлагает скидку в 10%, что для таких больших сумм уже является существенным.

При этом Маск заявлял, что целью компании в будущем является повторный запуск той же ступени в течение 24 часов.

Взлет и падение Falcon 9

SpaceX Relaunches a Used Rocket

На данный момент стоимость запуска для Falcon 9 начинается от 62 млн. $. Стоимость запуска конкурирующей с Falcon 9 Atlas 5 от ULA начинается от 109 млн. $.

Запуск Falcon Heavy оценивается от 95 до 150 млн $ в зависимости от того, возвращается ли первая ступень, против 350 млн. $ за запуск Delta IV.

В глобальных планах компании за счет эффекта масштаба и повторного использования ступеней, снизить цены запуска на порядок – до 5-7 млн. $, а стоимость доставки на орбиту 1 кг полезного груза до 1100 $.

В июне 2017 в рамках миссии SpaceX CRS-11 к МКС корабль Dragon впервые был запущен с повторно используемой спускаемой капсулой, ранее вернувшейся после миссии SpaceX CRS-4, во время которой он доставил запасы и материалы для научных экспериментов. В прошлый раз этот Dragon был запущен в 2014 году.

Основные компоненты капсулы остались прежними, но были заменены отдельные элементы, например тепловой щит, который пострадал от соленой воды. Корабль состыковался с МКС спустя 36 часов после взлета, провел месяц на станции и затем успешно вернулся на землю, приземлившись в океане, как и планировалось.

Таким образом, миссия SpaceX к МКС стала первой в истории, с использованием уже летавшей ранее ракетой.

Источник: teslarati.com

В этому году компания планирует отправить более 70 спутников на орбиту за раз – это самая большая партия спутников, которую запустит какая либо американская компания за один раз на одном носителе. Спутники из 18 разных стран будут отправлены во время этого запуска – как коммерческие, так и научные.

Пока в компании точно не решили, но, скорее всего, именно эта миссия будет следующим шагом к многократному использованию ступеней. Уже скоро будет впервые запущена дважды использованная ступень для доставки спутников на орбиту – предположительно это произойдет 19 ноября. Следующим этапом станет использование таких ступеней до десяти раз с минимальной диагностикой и ремонтом.

Falcon Heavy

В феврале 2018 SpaceX провела первый запуск самой тяжелой в мире действующей ракеты-носителя Falcon Heavy.

Ракета представляет из себя три ракеты Falcon 9, скрепленных друг с другом с некоторыми модификациями: переделанная центральная ступень, система управления, адаптация несущей конструкции к увеличившейся нагрузке от боковых ступеней и новая площадка для запуска. По словам Маска, компания вложила около 500 млн. $ в разработку.

Единственная ракета, которая могла перевозить больший груз, Saturn V, в последний раз была запущена в 1973 году. Falcon Heavy запускается 27 двигателями Merlin, что в 3 раза больше, чем на ракете Falcon 9 и эквивалентно тяге 18 самолетов Boeing 747.

Боковые разгонные блоки успешно вернулись на Землю, но центральный упал в 100 метрах от плавучей платформы, на которую он должен был приземлиться. Эта ступень не смогла воспламенить топливо тормозных двигателей, поскольку закончилась смесь, используемая в качестве жидкости для зажигания – два двигателя из трех не запустились, и ступень упала в воду, повредив два двигателя.

Такой исход запуска – уже успех. Сам Маск говорит, что вероятность неудачи порядка 50%, и успехом будет, если ракета просто взлетит со стартовой площадки, а не взорвется на месте. Сложность заключается в необходимости слаженной работы всех 27 двигателей. Советский Союз 4 раза пытался запустить ракету с 30 двигателями, но ни одна не дошла до орбиты.

Для эффектной демонстрации возможности вывода нагрузки на Марс личный автомобиль Маска Tesla Roadster был выведен на вытянутую околосолнечную орбиту, пересекающую траектории движения Земли и Марса. За рулем машины сидел манекен, а внутри был роман «Автостопом по Галактике», цитата из него “Don’t panic” и полотенце – обязательный атрибут путешественников из книги.

Источник: cdn.jpg.wtf/futurico

Грузоподъемность Falcon Heavy – 64 тонны, до Марса ракета сможет доставить 17 тонн груза. Но при условии возвращения первой ступени потребуется дополнительное топливо, а значит, количество груза придется уменьшить.

С помощью таких ракет станет возможен запуск гораздо более крупных спутников, а также запуск спутников группами. Дальше будет также возможен запуск более крупных и продвинутых роботов на Марс и другие планеты.

Основными клиентами, которым потребуются запуски таких ракет станут, скорее всего, министерства и агентства американского правительства – NASA и министерство обороны.

Стоимость запуска ракеты оценивается примерно в 90-120 млн. $ (что в несколько раз дешевле, учитывая в два раза большую грузоподъемность, чем у конкурирующей Delta IV).

Стоимость ракет будет сравнима со стоимостью Falcon 9.

Как заявил бывший заместитель министра обороны США Джон Янг, он не верит, что кто-либо может конкурировать с ракетой Falcon Heavy, не говоря уже о BFR, о которой пойдет речь далее.

Маск заявил, что SpaceX могла бы создать еще более грузоподъемный носитель Falcon Super Heavy за счет дополнительных боковых ускорителей, но в настоящий момент SpaceX фокусируется на разработке главной ракеты компании – BFR.

Big Falcon Rocket (BFR, или Big Fucking Rocket, как назвал её Маск)

В сентябре 2017 на IAC 2017 (Международный Конгресс астронавтов) Маск представил новый мощный проект – BFR (Big Falcon Rocket), который представляет собой ракету-носитель на первой ступени и несколько вариантов второй ступени:

  • Пилотируемый транспортный корабль с 40 каютами для пассажиров, столовой и кухней.
  • Заправочный танкер с топливом.
  • Корабль для транспортировки грузов.
Читайте также:  Чистый дисконтированный доход - что это, формула и пример расчета

Это будет самая большая в истории ракета и первая полностью многоразовая ракета. BFR будет состоять из сверхтяжелой ракеты и пилотируемого корабля, вмещающего около 100 человек, при этом предполагается полная многоразовость обеих ступеней.

Эта система позволит совершать околоземные полеты, например к МКС, запускать спутники и другие космические аппараты, а также миссии на Луну и Марс. BFR сможет делать несколько дозаправок на орбите Земли, чтобы выполнить рейсы до Луны. Для полетов на Марс и обратно потребуется организация производства топлива из ресурсов Марса.

Система двигателей будет обладать отказоустойчивостью, и аппарат сможет осуществить посадку даже при выходе из строя нескольких двигателей; надежность посадки будет на уровне современных самолетов.

BFR в сравнении с самым большим в мире авиалайнером Airbus A380 и Falcon Heavy:

Впоследствии BFR должна заменить все ракеты и корабли SpaceX. Ракета способна вывести на орбиту 150 тонн. Будет использоваться 31 двигатель Raptor, который сейчас разрабатывает и испытывает компания. Этот двигатель будет иметь рекордную в истории двигателей тяговооруженность (соотношение тяги и массы).

Маск также предлагает использовать BFR для межконтинентальных путешествий между любыми двумя точками Земли, которые займут не больше часа. Максимальная скорость ракеты составит 29 000 км/ч, а стоимость билета должна быть сопоставима с авиарейсом, но пока это лишь идея и побочный продукт, который рассматривает компания.

SpaceX планирует начать производство BFR уже в этом году и использовать их для строительства баз на Луне и Марсе.

В бизнес-плане значатся два грузовых полета к Марсу с помощью BFR в 2022 году, и в случае подтверждения возможности добычи воды на Марсе для производства топлива, в 2024 отправление четырех миссий – двух грузовых и двух пилотируемых с людьми на борту. При этом полноценная база на Марсе может быть построена к 2028 году.

По словам Маска, если все пойдет по плану, то в следующем году уже начнутся короткие тестовые полеты BFS (верхней части BFR), затем компания будет тестировать тепловой щит, который будет рассчитан на вход в атмосферу на «межпланетной» скорости. Первые орбитальные испытания BFR компания надеется начать через 3-4 года. Большинство персонала будет занято разработкой этой ракеты.

Маск верит, что в будущем, за счет полной многоразовости и большого количества запусков, один запуск BFR будет стоить всего 5-6 млн. $, что и откроет дорогу к «недорогим» билетам на Марс.

Глобальный спутниковый интернет

Еще один важный для SpaceX проект – Starlink, программа по обеспечению дешевым высокоскоростным интернетом всей планеты из любой точки (на Северном полюсе, в горах или посреди океана) с помощью системы околоземных спутников. Разработка проекта ведется с 2015 года, а в феврале 2018 были запущены два тестовых спутника.

Компания планирует запустить в общей сложности 12 000 спутников на орбиту Земли к середине 2020-х годов, а в 2019-2020 начать использовать первые из них. Федеральная комиссия по связи США уже одобрила заявку на 4425 спутников. Планируемая пропускная способность составит до 50% всего интернет-трафика в мире.

Источник: https://vc.ru/future/49168-stoit-li-pokupat-akcii-spacex-polnyy-obzor-kompanii

Сколько стоит акции SpaceX? — Инвестирование — 2020

У Элона Маск есть план.

На самом деле у генерального директора SpaceX есть несколько планов: он хочет продолжать снабжать Международную космическую станцию ​​продуктами питания и другими расходными материалами вплоть до 2030 года, возобновить полеты американских астронавтов на борту космических кораблей американского производства, построить глобальную спутниковую широкополосную сеть и, в конечном итоге, положить людей на Марс.

Однако все эти планы будут стоить денег на разработку технологий для внедрения и продолжать снижать стоимость ведения бизнеса в космосе. Чтобы получить эти деньги, SpaceX усердно работает над привлечением долгового и акционерного финансирования для своего бизнеса.

К счастью для космических амбиций человечества, похоже, что SpaceX преуспевает в этом — и к счастью для инвесторов, каждый раз, когда SpaceX обращается к своим финансистам за большими деньгами, он раскрывает немного больше о своем бизнесе, его финансах и его оценке.

Немного долга

Пример: в ноябре SpaceX получил кредит в 250 миллионов долларов от «избранной группы инвесторов», деньги, которые он намерен использовать для продолжения разработки своей ракеты-носителя «Супертяжелая» и межпланетного ракетного корабля «Звездолет». Это был хороший кусок перемен — была только одна проблема.

SpaceX, очевидно, стремился собрать в три раза больше наличных — 750 миллионов долларов. В то время было не совсем понятно, почему SpaceX выбрал более низкую сумму. (Банки Уолл-стрит, по сообщениям, были более чем готовы пожертвовать всю сумму в 750 миллионов долларов, которую искал Маск). Но причина решения SpaceX взять на себя меньшую задолженность вскоре стала ясной.

SpaceX соберет оставшуюся часть своих востребованных 750 миллионов долларов с предложением акций. Как сообщало The Wall Street Journal в прошлом месяце, SpaceX находится на заключительной стадии продажи акций на сумму 500 миллионов долларов своим «существующим [частным] акционерам» плюс новый (также частный) инвестор, шотландская фирма по управлению капиталом Baillie Gifford & Co.

Что мы узнали о том, сколько стоит SpaceX

Итак, миссия выполнена для SpaceX. Но как бы ни были хороши эти новости для SpaceX, это, возможно, еще более важно для инвесторов, которые хотят знать, как рынок оценивает SpaceX сегодня, на случай, если компания в конечном итоге подаст заявку на IPO. SpaceX раскрыл подробности своего бизнеса в ходе переговоров с контрагентами по долгу и акциям.

Как сообщает журнал, SpaceX продает частные акции на сумму 500 миллионов долларов своим частным инвесторам по цене 186 долларов за акцию. Чтобы эта математика работала, SpaceX должна продать около 2, 7 миллиона акций.

Мы также узнаем, что этот последний раунд финансирования проводится «с оценкой в ​​30, 5 миллиардов долларов». Из этого факта мы можем сделать вывод, что эти 2, 7 миллиона акций представляют собой долю в 1, 6% в SpaceX.

Немного более элементарной математики, и мы можем далее определить, что SpaceX будет иметь приблизительно 165 миллионов акций в обращении после завершения этой эмиссии акций.

Беда не приходит одна

Насколько мне известно, это первый случай, когда SpaceX когда-либо раскрывал достаточно информации о своей структуре капитала, чтобы иметь возможность точно определить количество акций, цену акций и рыночную капитализацию акций SpaceX — и поток новых данных не не заканчивается там.

Из отчета The Wall Street Journal мы также узнали, что за 12 месяцев, закончившихся в сентябре 2018 года, SpaceX принес 2, 5 миллиарда долларов дохода и заработал проценты, налоги, износ и амортизацию (EBITDA) примерно в 270 миллионов долларов. Это позволяет получить рентабельность EBITDA в размере 10, 8%, которую SpaceX зарабатывает на своей выручке.

Между прочим, эта цифра удивительно близка к марже EBITDA в 13%, получаемой Boeing, и марже в 13, 5%, которую получает Lockheed Martin — два крупнейших конкурента SpaceX в космическом полете — несмотря на то, что SpaceX взимает гораздо, намного меньше за его ракета запускает, чем его конкуренты. Это говорит о том, что SpaceX обладает способностью превращать GAAP в практически любую прибыль в любое время, просто немного повышая цены или, наоборот, снижая затраты — например, за счет более частого запуска многоразовых ракет.

В связи с этим стоит отметить, что до середины января 2019 года SpaceX успешно запустил 40 ракет подряд, а затем перезапустил и восстановил для повторного использования 33 первых ступеней этих ракет. На сегодняшний день лишь немногие из этих ракет на самом деле были повторно использованы — но чем их больше, тем больше должна увеличиться прибыль SpaceX и тем больше должна стоить акция SpaceX.

Проверьте все наши записи звонков заработка.

Источник: https://rus.paceinvestmentclub.com/how-much-is-spacex-stock-worth-389318

IPO компании SpaceX выглядит все менее вероятным

Новое финансирование в размере $250 млн поможет построить сеть спутникового интернета, благодаря чему компания SpaceX может стать прибыльной.

Инвесторы говорили о приближающемся IPO компании SpaceX в течение многих лет. Скорее всего, будущее первичное публичное размещение акций SpaceX и закончится только лишь разговорами.

Начиная с 2018 года, компания SpaceX успешно запустила три десятка ракет без аварий. Ее запуски, как правило, ограничивались успешными приземлениями ее ускорителей первой ступени для повторного использования.

Это умение, которое ни один из соперников SpaceX еще не успел освоить, — весьма серьезный аргумент для оценки успешности компании, по мнению главного операционного директора SpaceX Гвинн Шотвелл (Gwynne Shotwell). Такая деятельность SpaceX позволит сократить затраты на запуск космических кораблей примерно на 30%.

Благодаря этому SpaceX сможет еще больше обогнать своих противников и увеличить свою собственную прибыльность.

В результате SpaceX быстро превратилась в самую успешную в мире компанию, запускающую ракеты. Компания делала запуски 18 раз только в этом году. С еще четырьмя запусками, которые SpaceX планирует на этот год, 2018 год станет самым загруженным и самым успешным ее годом. А благодаря полученным инвестициям необходимость SpaceX в проведении IPO с целью сбора средств значительно уменьшилась.

Потенциальное IPO может быть отложено еще из-за ряда событий, которые произошли в этом месяце.

SpaceX получает инвестиции

На прошлой неделе The Wall Street Journal сообщила, что SpaceX получила кредит в размере $250 млн от «избранной группы инвесторов». Эти деньги компания намерена использовать для финансирования разработки новой ракеты «Super Heavy» и межпланетного корабля «Starship», ранее упоминавшегося как совместный проект «BFR».

Исторически SpaceX финансировала свою деятельность за счет комбинации доходов, полученных для запуска космических аппаратов, частного финансирования со стороны основателя Илона Маска (Elon Musk) и частных размещений ее ценных бумаг для других инвесторов. Однако такое размещение разбавляло долю Маска в компании.

По данным S & P Global Market Intelligence, SpaceX собрала в общей сложности $1,5 млрд благодаря таким частным размещениям за последнее десятилетие. Теперь, однако, компания, похоже, находится в такой точке своего развития, в которой у нее есть доступ к средствам через долговые рынки.

Поэтому SpaceX может позволить себе не разбавлять долю Маска в компании через частные размещения.

Согласно сообщениям средств массовой информации, SpaceX интересовалась получением займов на сумму до $750 млн — и банкиры выстроились в очередь, желая предоставить ей такую сумму.

Но в конечном итоге переговоры позволили остановиться на меньшей сумме, которую компания также будет использовать, чтобы начать строить свое запланированное созвездие, состоящее из 4400 низкоорбитальных (LEO) и 7500 низкоуровневых широкополосных спутников. Созвездие спутников получит название Starlink.

Кроме того, почти одновременно с этой информацией стало известно, что SpaceX получила разрешение от Федеральной комиссии по связи, согласно которому она может начать вводить эту созвездие Starlink в эксплуатацию и продавать потребителям гигабитный  широкополосный спутниковый интернет из космоса.

Что означает Starlink для SpaceX

Почему это событие является важным — и, возможно, даже более важным, чем создание самого мощного космического корабля, когда-либо построенного SpaceX? Сочетание этих двух событий — получение разрешения на создание своего спутникового созвездия, а также привлечение средств для начала реализации этого проекта предполагает, что SpaceX быстро движется к тому, чтобы привести свой план в действие. И это может избавить SpaceX от необходимости проведения IPO или продажи акции частным образом … причем избавить навсегда.

Чтобы понять, как и почему компания может принять такое решение, вам нужно вспомнить публикацию The Wall Street Journal в прошлом году, в которой были проанализированы просочившиеся внутренние документы SpaceX.

В них объясняется, как Starlink является ключом к плану Маска, направленному на то, чтобы сделать SpaceX финансово успешной компанией, которая получает прибыль. Это позволило бы профинансировать его возможный план по колонизации Марса.

Напомним, эти документы показали, что:

SpaceX надеется начать вывод спутников Starlink на орбиту в 2019 году.

К 2020 году выручка от продажи услуг спутникового широкополосного интернета будет равна доходам SpaceX, полученным от запуска космических аппаратов, причем около $3 млрд будет поступать из каждой половины бизнеса. Более того, SpaceX рассчитывает заработать 33% операционной прибыли в этом году или $2 млрд.

К 2021 году доходы от предоставления услуг спутникового интернет-доступа должны будут превысить доходы от космических запусков.

В 2022 году спутниковый интернет будет составлять 75% от общего дохода компании.

С 2023 по 2025 год доля доходов от спутникового Интернета будет неуклонно расти — и прибыль SpaceX будет расти вместе с ними. Все это предоставит Маску капитал, который ему нужен, чтобы построить парк космических кораблей, способных перевозить колонистов на Марс.

Если все пойдет так, как планировалось, в этот момент SpaceX должна быть в состоянии самостоятельно поддерживать свои операции — возможно, время от времени брать кредит, но при этом компании больше не нужно будет расставаться с дополнительным капиталом для выполнения планов Илона Маска по колонизации Марса.

И все это начинается со скромного кредита в размере $250 млн от Уолл Стрит и ее банков.

Льготные преимущества для инвесторов

Все это, конечно же, сладостно-слабые новости для инвесторов, которые, с одной стороны, наверняка надеются, что SpaceX преуспеет в качестве бизнеса, — но с другой стороны, также им понравится возможность участвовать в этом успехе, инвестируя в компанию.

В этой связи стоит отметить, что существует один косвенный способ инвестировать в SpaceX —  путем покупки акций Alphabet (NASDAQ: GOOGL), которой принадлежит доля в SpaceX.

И если вы владеете частью SpaceX таким образом, вам может быть интересно узнать, что в результате раскрытия структуры владения SpaceX, которое произошло, когда компания пыталась получить кредит на прошлой неделе, рынок стал намного лучше понимать финансовую деятельность компании.

Читайте также:  Эмиссия денег - что это, виды, кто осуществляет в России

По данным Bloomberg, SpaceX раскрыла своим кредиторам, что в настоящее время по GAAP она является неприбыльной — в течение 12 месяцев, закончившихся в сентябре 2018 года.

За этот период она получила прибыль до вычета процентов, налогов, амортизации и амортизации (EBITDA) в размере около $270 млн. (Еще в 2015 году это число был отрицательным.)  WSJ далее сообщил, что SpaceX получила доход около $2,5 млрд, в результате чего положительная рентабельность по EBITDA составила 10,8%.

Развязка для инвесторов: SpaceX не может технически быть GAAP-прибыльной пока еще, но она движется в этом направлении, и чем быстрее она выводит спутники на орбиту, тем быстрее показатели SpaceX будут становиться прибыльными. А значит – будет расти стоимость компании в ее доле в Alphabet и точно так же расти ее угроза для существующих компаний, занимающихся освоением космического пространства.

Источник: https://sharespro.ru/news/2210-ipo-kompanii-spacex

Как из России инвестировать в Airbnb, SpaceX и другие частные компании

Сегодня практика развития компаний такова, что с момента основания до выхода на биржу обычно проходит 10-12 лет.

За это время успешная компания проходит несколько раундов финансирования и несколько раз получает деньги от венчурных фондов, акселераторов и институциональных инвесторов.

До IPO (первичного публичного размещения) компания остается частной, но это связано с некоторыми ограничениями, поэтому большинство компаний стремится выйти на IPO.

Вот несколько ключевых причин:

Компании получают справедливую оценку

До того, как компания начнет продавать свои акции на бирже, её стоимость определяется косвенно: аналитики пытаются предположить, сколько могут стоить её акции, основываясь на неполных данных. Когда же компания разместилась на рынке, её капитализацию посчитать легко — стоимость акций определяет рынок.

Акции становятся более ликвидными

Акцию частной компании сложно продать — в каждом конкретном случае надо искать покупателя, который хотел бы приобрести такой актив. Акции публичных компаний наоборот — высоколиквидны, так как свободно продаются и покупаются на рынке.

Инвесторы получают прибыль

Ранние инвесторы — те, что заходили на первых раундах — ждут, когда их доля будет справедливо оценена, чтобы иметь возможность выгодно продать акции.

Итого: IPO ждет и компания, и инвесторы, а если размещение проходит успешно, то акции значительно растут в цене. Поэтому в последнее время покупка акций накануне IPO и продажа спустя несколько месяцев после стала популярной практикой.

Почему стоит инвестировать до IPO

Инвестиция в IPO — это хорошее вложение, но если удается купить акции компании раньше, то это может быть еще выгоднее.

Во-первых, чем раньше, тем ниже цена. Стоимость акций успешных компаний растет год от года, поэтому покупая заранее, инвестор может рассчитывать на большую прибыль.

Во-вторых, есть возможность купить столько акций, сколько необходимо. Желающих купить акции непосредственно перед IPO очень много, поэтому инвесторы получают акции только на часть денег, которые готовы вложить — это называется аллокация или процент исполнения. За несколько лет до IPO такой проблемы обычно нет.

Мы в United Traders занимаемся поиском частных компаний, сами участвуем в инвестиции и предлагаем поучаствовать широкому кругу инвесторов. Среди них много имен, известных только специалистам (Rubrik, Cohesity, Lemonade), но некоторые знакомы многим, например, Airbnb и SpасеХ. Никто не знает, когда эти компании выйдут на IPO, но их размещения точно станут знаковыми.

Как выбрать компанию

Мы в United Traders специализируемся на инвестициях в технологические и биотехнологические компании, потому что верим в их перспективу и имеем опыт в их оценке.

Идеальный кандидат для инвестиции — американская компания, которая:

  • Работает 10-11 лет,
  • Имеет выручку $150–250 млн за последний год,
  • Уже получила $200–450 млн инвестиций на предыдущих раундах,
  • На данный момент оценивается в 1–3 млрд.

Кроме финансовых показателей важно обратить внимание на:

  • Продукт, который компания разрабатывает,
  • Команду и её опыт,
  • Модель бизнеса,
  • Размер рынка,
  • И конкурентов.

Лучше всего, если компания работает на B2B рынке и занимается бизнес-аналитикой, кибербезопасностью, разработкой ПО или биотехнологиями.

Хорошей подсказкой также будут известные венчурные фонды среди инвесторов, особенно, если они вкладывались не один раз, а участвовали в финансировании на каждом раунде.

Когда ждать результатов

Чем раньше инвестируешь в частную компанию, тем больше можно на ней заработать, но и риск выше. Поэтому мы стараемся найти компании на последних раундах, которые еще не объявили о выходе на биржу, но по нашим оценкам, должны сделать это через несколько лет. В любом случае горизонт планирования такой инвестиции — от 1 года.

Определить, что компания собирается на биржу в ближайшее время, помогают такие признаки, как, например, новый CFO. За 1–3 года до IPO стартапы часто нанимают нового Chief Financial Officer с опытом продажи компании.

Сколько инвестировать

Важно сказать, что обычно минимальный порог входа в такие инвестиции очень высок. Молодым компаниям удобнее получить несколько значительных сумм от крупных инвесторов или фондов, чем принимать много мелких сумм. Поэтому, когда речь идет об инвестициях в частные компании, обычно говорится о миллионах долларов.

Но недавно мы в United Traders провели эксперимент: предложили акции частной компании Impossible Foods, убрав минимальный порог входа. Поучаствовать в инвестиции можно было, купив даже одну акцию за $35.  За несколько дней мы продали все акции, которые нам удалось приобрести, почувствовали интерес пользователей и запланировали продолжение эксперимента.

Сколько можно заработать

  • Доход от такой инвестиции во многом зависит от конкретной компании, но чтобы дать среднюю оценку мы выбрали 10 компаний, которые были частными в 2018 году, и сделали анализ на исторических данных.
  • Вот несколько примеров:
  • Docusign

В июне 2014 инвестируем $15 000 после раунда Е — оценка компании $2 млрд. В апреле 2015 Docusign проводит новый раунд F — оценка компании $3,2 млрд. В апреле 2018 Docusign выходит на IPO — оценка компании $4,41 млрд.

В октябре 2018 (lock up период 6 месяцев) — оценка компании $4,68 млрд. В итоге получаем $51 000 (+240% за 4 года), годовая доходность +60%.

Appdynamics

В январе 2016 инвестируем $15 000 после раунда F — оценка компании $1,9 млрд. В январе 2017 года компанию покупает Cisco за $3,7 млрд.

В итоге получаем $28 500 (+90% за 1 год), годовая доходность +90%.

Okta

Осенью 2015 инвестируем $15 000 после раунда F — оценка компании $1,3 млрд. В апреле 2017 Okta выходит на IPO — оценка компании $1,7 млрд. В октябре 2017 (lock up период 6 месяцев) — оценка компании $2,7 млрд. В итоге получаем $30 000 (+100% за 2 года), годовая доходность +50%.

В итоге средняя годовая доходность инвестиций в 10 компаний, попавших в нашу выборку, составила 73% (средняя доходность на инвестицию — 128%, средний срок — 2 года).

Как инвестировать?

Все инвестиционные идеи мы публикуем на нашей платформе United Traders. Сейчас мы готовим несколько идей для покупки акций частных компаний со сниженным порогом входа.

Как показала практика, такие инвестиции заканчиваются быстро, поэтому рекомендуем подписаться на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить анонс.

А для предсказуемого дохода от инвестиций начать создавать свой собственный инвестиционный портфель.

Источник: https://hightech.plus/2019/08/28/kak-iz-rossii-investirovat-v-airbnb-spacex-i-drugie-chastnie-kompanii

SpaceX осуществила эмиссию акций на $314 млн

Американская компания SpaceX санкционировала выпуск акций на $314 млн в целях привлечения дополнительных средств под финансирование проектов разработки, испытания и запусков ракет-носителей и космических аппаратов, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на попавшие в ее распоряжение документы компании.

Согласно данным издания, стоимость SpaceX в настоящий момент составляет около $31 млрд. Численность персонала — 6 тыс. человек.

Как указывает газета, SpaceX в декабре прошлого года эмитировала ценные бумаги по цене $186 за штуку.

Во время следующей эмиссии, которая прошла двумя этапами в апреле и мае, данный показатель составлял уже $204, а сейчас — $214.

По сведениям издания, SpaceX за все время своего существования привлекла $3,26 млрд со стороны таких инвесторов, как DBL Partners, DFJ Growth, Founders Fund и Valor Equity Partners.

В декабре прошлого года SpaceX уведомила федеральную Комиссию по ценным бумагам и биржам США о намерении привлечь дополнительное финансирование на сумму в $500 млн под проект Starlink. Для этого предприятие осуществило эмиссию ценных бумаг по цене $186 за акцию.

Согласно индексу Bloomberg Billionaires Index Маск является 41-м самым богатым человеком в мире, его собственный капитал составляет $22,4 млрд. На долю SpaceX теперь приходится две трети богатства Илона Маска, а на Tesla — некоторая часть оставшейся трети. В прошлые годы на долю Tesla приходилась большая часть состояния Маска в рейтинге Bloomberg.

Впрочем, успех SpaceX все еще не позволяет полностью компенсировать сокращение богатства Маска в этом году на $1,7 млрд.

Как сообщали ранее «Вести.Экономика», автовендор изо всех сил пытается оптимизировать расходы, а в долгосрочной перспективе делает ставку на Китай. Усилия компании по продвижению в Поднебесной нашли отражение в строительстве фабрики в Шанхае в этом году, когда торговые отношения между США и Китаем ухудшились.

До тех пор пока Tesla не сможет производить свои электрические седаны Model 3 на территории Китая, она будет облагаться высокими импортными пошлинами. Tesla также сталкивается с более высокими тарифами на запчасти и сырье, которые покупает у китайских поставщиков для производства батарей и автомобилей в Соединенных Штатах.

Аналитик Morgan Stanley Адам Джонас считает, что инвесторы не должны исключать возможность того, что Маск может использовать свою долю в SpaceX для финансовой помощи Tesla. Аналитик вспоминает пример с SolarCity — производителем солнечных батарей, которого автовендор купил в 2016 г.

Сделка обошлась Tesla в $5 млрд: она выпустила 2 млрд акций и взяла на себя около $3 млрд долга SolarCity.

Маск заявлял, что бизнес по продаже систем чистой энергии является смежным для Tesla и вписывается в политику компании, но некоторые инвесторы назвали эту сделку спасением дочерней компании за счет акционеров Tesla.

До слияния Маск был председателем совета директоров SolarCity, а его двоюродный брат Линдон Рив был генеральным директором компании.

Деятельность Илона Маска фантастически разнонаправлена — это и беспилотные такси, и коммерческие полеты на Земле, колония на Марсе, бизнес по рытью тоннелей, футуристичные траспортные системы, нейроинтерфейсы и много чего еще. При этом далеко не все эти прожекты успешны, да и вообще, малая часть из них пока увидела свет в той версии, в которой задумывалась.

Сам Илон чрезвычайно несдержан и импульсивен: достаточно вспомнить странные твиты, которые, в результате стоили бизнесмену многомиллионного штрафа от SEC и запрета занимать кресло главы правления Tesla.

Автовендор уже долгое время старается выйти на прибыль, но безуспешно.

Такая ситуация обусловливается сложным рынком, но и отчасти в этом есть и вина Маска: именно он в ответе за «производственный ад», который царил в Tesla весь прошлый год.

При этом в числе крупнейших акционеров Tesla входят: Vanguard Group, частная инвестиционная компания, которая оперирует активами в размере почти $6 трлн, BlackRock (активы на $6,8 трлн), State Street Corporation ($2,8 трлн) и целый ряд других серьезных влиятельных организаций, которых вряд ли можно подозревать в неумелом подходе к инвестициям.

Поэтому логично предположить, что вся деятельность Маска в Tesla и в SpaceX регулируется и поддерживается вовсе не обещаниями Маска о светлом будущем на марсианской колонии. Каков план властных структур в долгосрочной перспективе — понять сложно.

Но пока можно наблюдать, как созданный образ «гения, миллиардера, плейбоя, филантропа» и просто «Железного человека» Илона Маска эксплуатируется на радость хипстеров-визионеров, которые, кажется не замечают или попросту вытесняют тот факт, что далеко не вся деятельность Маска является успешной.

Главное, что она существует под знаменем великого общечеловеческого блага.

Впрочем, в этом году, кажется риторика в СМИ начала меняться, как и настроения простых инвесторов с Уолл-стрит. Акции компании в этом году упали на 39%.

Нисходящая спираль цен акций Tesla началась главным образом как реакция на просочившееся электронное письмо от Маска сотрудникам, в котором упоминались строгие меры контроля над расходами.

В письме, датированном 17 мая, Маск заявил, что «единственный способ» возвращения Tesla к прибыльности заключается в «жестких» мерах по сокращению расходов.

По его словам, если такие меры не будут предприняты, деньги у компании закончатся через 10 месяцев.

В марте Tesla начала сокращать розничные торговые точки и профильный персонал, пытаясь оптимизировать расходы. Сокращения докатились и до кадровых структур.

К маю компания решилась на продажу акций на сумму $860 млн и конвертируемых облигаций на сумму $1,84 млрд, что в совокупности принесло ей около $2,7 млрд.

Впрочем, как теперь выясняется, и этих денег компании не хватит, чтобы реализовать намеченные планы и даже просто существовать в ближайшие месяцы.

Ценные бумаги Tesla Motors с начала года уже потеряли около 40% своей стоимости, но аналитики в Morgan Stanley считают, что худшее может быть впереди. Согласно пересмотренной оценке бумаги автопроизводителя при неблагоприятном сценарии развития событий могут подешеветь до $10 за штуку. Ранее аналитики банка считали возможным падение до $97.

Источник: https://investfuture.ru/news/id/spacex-osushchestvila-emissiyu-akciy-na-314-mln

Инвестиции в будущее: SpaceX стала одной из самых дорогих частных компаний в мире

На прошлой неделе Маск признал, что недооценил сложность технологий и SpaceX прекратит разработку версии корабля Red Dragon, способную садиться на реактивной тяге, а первый запуск тяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy скорее всего будет неудачным. В результате отодвинутся сроки освоения Марса.

Маск не озвучил новые сроки миссии на Марс, однако признал, что система посадки Red Dragon будет видоизменена. Оба проекта не имели коммерческой направленности и как раз позволят компании сосредоточиться на более прибыльных направлениях — космических запусках на орбиту.

Отвечая на вопрос, планирует ли сам Маск добраться до МКС и обратно, миллиардер сообщил, что, скорее всего, сделает попытку.

Из недостатков SpaceX — Маск использовал средства компании, чтобы финансово поддержать другой свой бизнес — производство солнечных батарей Solar City, нет гарантий, что это не повторится в будущем.

Новые и старые проекты миллиардера

В данный момент состояние Маска оценивается в $15,9 млрд, следует из Forbes Real Time Ranking. Маск заработал свои первые миллионы на продаже производителя программных продуктов Zip2, которые он основал вместе со своим братом Кимбалом, компании Compaq в 1999 году. Сумма сделки составила более $300 млн.

Затем он вложил большую часть этих средств в онлайн-банк X.com, который в конечном итоге превратился в Paypal после слияния с конкурирующей фирмой, основанной другим миллиардером Питером Тилем. В 2002 году eBay приобрел Paypal за $1,4 млрд.

Бизнесмен вложил заработанные средства в Tesla и SpaceX, аэрокосмическую компанию, основанную им в 2002 году для колонизации Марса.

В данный момент Tesla опережает по капитализации General Motors и Ford, несмотря на то что на долю компании Маска приходится 0,6% производства автомобилей в США. В первом квартале 2017 года Tesla произвела около 25 000 автомобилей из 4 млн выпущенных в Соединенных Штатах.

Сейчас предприниматель с помощью компании Neuralink работает над созданием устройства, которое соединит мозг человека с компьютером. По словам Маска, первое такое устройство будет выпущено уже через четыре года. Кроме того, в конце декабря Маск пожаловался, что его очень раздражают пробки в городе, поэтому он решил копать тоннели.

Читайте также:  Стоимость акций Сбербанка: онлайн график и аналитика

В рамках своей компании The Boring Company предприниматель предлагает прорыть под Лос-Анджелесом сеть высокоскоростных тоннелей. Согласно проекту, автомобиль с помощью специальной платформы будет спускаться в тоннель и через сеть таких тоннелей доставляться до определенной точки города.

По подземным коридорам автомобиль будет передвигаться не сам, а на той же электрической платформе с максимальной скоростью примерно в 200 км/ч.

Космическая «гонка» миллиардеров: на что делают ставку Маск, Безос и Брэнсон и Космос с человеческим лицом: каковы шансы для России в пилотируемой космонавтике?

Источник: https://www.forbes.ru/biznes/348535-investicii-v-budushchee-spacex-stala-odnoy-iz-samyh-dorogih-chastnyh-kompaniy-v-mire

Как Илон Маск обманывает систему ради Tesla и SpaceX

От персональных кредитов до скупки акций собственных компаний — Илон Маск готов рисковать, чтобы помочь делу.

Миллиардер поддерживает свои компании Tesla (NASDAQ: TSLA), SpaceX и SolarCity ( NASDAQ: SCTY) собственными деньгами, даже если это рискованно. Для этого он использует самые разные инструменты: от личных кредитов до выкупа акций.

С октября 2014 года SolarCity пытается предлагать индивидуальным инвесторам «солнечные облигации», как они сами называют эти бумаги, на сумму 214 млн долларов.

Впрочем, самым крупным покупателем по сей день остается производитель космических ракет Space Exploration Technologies — на его долю по состоянию на март приходилось 90 млн долларов из выкупленных 105 млн.

И, как сказал в интервью Илон Маск, «эти облигации были отличной инвестицией». Ему виднее, ведь Маск — крупнейший акционер обеих компаний, председатель совета директоров SolarCity и директор SpaceX.

Империя Маска, которую он построил к своим 44 годам, зиждется на его невероятной уверенности в себе и способности к риску. Суммарно три его компании — SolarCity, SpaceX и Tesla Motors — стоят почти 50 млрд долларов.

Этот человек устраивал переворот в любой области, которой решал заняться, и без иронии рассуждает о том, чтобы, выйдя на пенсию, поселиться на Марсе — к этому моменту красная планета будет колонизирована с помощью ракет Space X.

Когда компаниям Маска требовалась финансовая поддержка, он ее обеспечивал — как обычно, не вполне традиционными методами.

Кроме покупки облигаций, он, судя по отчетным документам, покупал акции SolarCity и Tesla на 475 млн долларов, лично взятые в кредит. Эти кредитные линии обеспечены его акциями в компаниях, которые на конец торгового дня среды стоили 2,51 млрд долларов.

  • Руководители компаний редко используют свои акции в качестве залога по личным кредитам, поскольку это рискованно для других акционеров, а также может вызвать опасения, что личные интересы менеджмента войдут в конфликт с интересами компании.
  • Если стоимость акций упадет, это может вызвать маржин-колл, то есть придется либо продать акции, либо внести дополнительный залог.
  • В документах, поданных в Комиссию по ценным бумагам, Tesla говорит о возможности маржин-колла по кредитам Маска, поясняя, что это «может повлечь дальнейшее снижение наших акций».

В прошлом году акции компании Valeant Pharmaceuticals International Inc. ( NYSE: VRX) упали за один день на 14% — генеральный директор Майкл Пирсон получил маржин-колл на 100-миллионный кредит, обеспеченный акциями его собственной компании, и кредитор продал актив, чтобы с снизить свои риски.

  1. Некоторые аналитики и эксперты по корпоративному управлению считают, что теперь, когда SolarCity и Tesla стали крупными публичными компаниями, это еще более спорное решение, чем раньше.
  2. Натан Вайс, основатель и старший аналитик независимой исследовательской компании Unit Economics LLC, комментирует: «Для меня как аналитика такое переплетение интересов — красный флаг».
  3. Сам Маск в интервью подтвердил факт крупных личных займов и перетекания средств между компаниями:

«Да, я одалживал деньги, и да, были периоды времени, когда дела у одних компаний шли гораздо лучше, чем у других».

Миллиардер говорит, что эти шаги полностью соответствуют его философии: «Если я предлагаю инвесторам вкладывать деньги, я чувствую, что должен и сам финансово участвовать. Не стоит просить других сделать то, к чему не готов сам».

Он также добавляет: «Важно, чтобы это не был карточный домик, который рассыпется, если у одного из элементов пирамиды, состоящей из Tesla, SolarCity и SpaceX, плохо пойдут дела».

Маск утверждает, что кредиты не представляют риска для акционеров, поскольку они не составляют и 5% его личного состояния, превышающего 10 млрд долларов (в эту цифру не входит заметная доля в SpaceX — компания остается частной, то есть не обязана разглашать структуру акционеров). Также он добавляет, что мог бы легко поставить больше акций SpaceX или Tesla в качестве залога в случае необходимости.

По его словам, «на практике вероятность того, что маржин-колл закончится продажей залога, равна нулю».

В последнее время у Маска много поводов для радости. Презентация нового седана Tesla Model 3 получила восторженные отзывы, и 325 тыс. человек только за первую неделю отдали $1000 за место в очереди на новую машину — с 10 февраля акции Tesla выросли на 75%. С 1925 года это первый случай успешного создания нового крупного автопроизводителя в США.

А 8 апреля SpaceX впервые удалось посадить ракету на роботизированную плавучую платформу посреди Атлантического океана.

Согласно последнему отчету Tesla, Маск владеет 37 млн, ​или 27%, ​акций Tesla на сумму более 9 млрд долларов. Также ему принадлежат 22%, или 21,8 млн, акций SolarCity стоимостью около 726 млн долларов. В ходе раунда финансирования в начале этого года SpaceX была оценена в 12 млрд долларов, а размер своей доли в компании Маск не раскрывает.

Маск занимает пост председателя совета директоров и генерального директора Tesla, но зарплаты не получает. За прошлый год он заработал $37 584, — это размер минимальной оплаты труда в Калифорнии, — но не притрагивался к этим деньгам. От SolarCity Маск получил примерно 1,2 млн долларов за все время, большую часть в виде трехлетних опционов на покупку акций.

Из данных правительственного сайта, где описываются контракты Space X, следует, что его зарплата в этой компании составляет около 2,4 млн долларов. Собеседник издания, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что 38 тыс. долларов из этой суммы составляют наличные, а остальное — доли собственности.

Исследование, проведенное в феврале компанией ISS QuickScore, показало, что лишь 13% руководителей или членов советов директоров американских компаний брали кредиты, обеспеченные акциями.

Акции SolarCity и Tesla волатильны. SolarCity, штаб-квартира которой находится в Сан-Матео, Калифорния, занимается установкой солнечных батарей для домашнего пользования на всей территории США; с начала года ее акции упали примерно на 35%.

  • Акции Tesla с конца декабря по февраль упали на 40%, но с тех пор отыграли потери.
  • Илон Маск заявил: «Я дал ясно понять акционерам: я следую правилу, согласно которому капитан покидает корабль последним».
  • В интервью он сказал, что ни в каком случае не намерен продавать какие-либо акции Tesla и даже готов добавить к дополнительному обеспечению акции SpaceX из своего пакета.

Стивен Джурветсон, один из основателей венчурной компании фирмы Draper Fisher Jurvetson и один из первых инвесторов, вложивших солидную сумму в SpaceX, Tesla и SolarCity, считает, что решения Маска — не повод для беспокойства. Бизнесмен, который входит в совет директоров SpaceX и Tesla, говорит, что Маск — «поразительно страстная натура», и высоко оценивает его «самоотверженность и способность видеть будущее».

На вопрос, действительно ли Маск берет свои кредиты в интересах акционеров, и обсуждался ли этот вопрос в совете директоров, Джурветсон отвечает: «У меня нет желания рассматривать этот вопрос».

Он утверждает, что нужно смотреть в первую очередь на процент от доли Маска, который используется для дополнительного обеспечения: «Пока Маск использует менее 5% от своей доли, тут особо не о чем говорить, хотя следить за происходящим все же надо». Маск говорит, что сам установил 5-процентный порог.

Илон Маск вложился в создание SolarCity, SpaceX и Tesla, использовав 165 млн долларов, которые получил, продав в 2002 году свою долю в сервисе онлайн-платежей PayPal. С самого начала он был готов использовать деньги одной молодой компании, чтобы помочь другим.

В конце 2008 года Tesla едва не пережила финансовый крах из-за ужесточения доступа к финансированию, а также из-за задержек производства своего нового электромобиля. Маск провел раунд финансирования общим объемом в 40 млн долларов, пообещав инвестировать 20 из них из собственных средств.

Примерно в то же время его калифорнийская компания SpaceX никак не могла начать свой бизнес по запуску ракет и почти исчерпала финансовые запасы. К счастью, вскоре в пресс-релизах появились сообщения, что Маск выиграл контракт с НАСА на 1,6 млрд долларов: компания обязалась отправить 12 беспилотных грузовых капсул с припасами для МКС.

В начале 2009 года Маск лично взял у SpaceX в долг 20 млн долларов. В интервью он отметил, что кредит был получен, чтобы «помочь финансированию Tesla».

Tesla провела публичное размещение в июне 2010 года. Вскоре Маск заявил, что погасил обязательства перед SpaceX с процентами, продав 1,4 млн акций Tesla примерно за 23,8 млн долларов. По его словам, это был единственный раз, когда он продал часть собственных акций автопроизводителя.

В начале 2013 года у Tesla снова стали иссякать денежные запасы: производство седана Model S оказалась непростой задачей, а у готовых автомобилей обнаруживались неисправности в двигателях и другие проблемы. Притом SolarCity были нужны деньги, чтобы запустить свой бизнес по лизингу солнечных панелей.

Как ясно из документов, поданных на биржу, Маск увеличил общий объем своих кредитных линий до 300 млн долларов, по сравнению с 85 млн ранее. Его кредиторы, Goldman Sachs Group Inc. и Morgan Stanley, отказались от комментариев.

Документы показывают, что в качестве дополнительного обеспечения по кредитным линиям были представлены 9,5 млн акций Tesla, или 29% от доли, принадлежащей Маску. Кроме того, Маск заложил 6 млн акций SolarCity — те же 29% от его доли.

С мая 2013-го по октябрь 2013 года Маск использовал часть этих кредитных средств, чтобы купить акции Tesla на 100 млн долларов и акции SolarCity — еще на 10 млн, таким образом предоставив компаниям финансирование.

Представитель SolarCity говорит, что собственные инвестиции Маска «составили сравнительно небольшой процент от 398 млн долларов, полученных в результате сделки».

В прошлом году, по мнению аналитиков, Tesla потратила более 1,5 млрд долларов из своих запасов. Некоторые из них в связи с этим опасались задержек в поставках нового спортивного внедорожника компании — Model X.

Тем временем SolarCity, столкнувшись с непредвиденным ростом расходов, более чем вдвое урезала целевые показатели роста. Кроме того, инвесторы беспокоились, что SolarCity может лишиться финансовых преимуществ, которые дают компании некоторые налоговые льготы — впрочем, этого не произошло.

Представитель SolarCity сообщил, что целевые показатели были понижены, потому что компания хотела сосредоточиться на рентабельности.

В прошлом году Tesla сообщила, что Маск увеличил общий объем своих кредитных линий уже до 475 млн долларов. Документы, поданные на биржу, показывают, что бизнесмен потратил 20 млн долларов на приобретение акций Tesla и 17,7 млн — на покупку ​​акций SolarCity.

В интервью Маск заявил, что приобретение им акций демонстрирует его близость к инвесторам обеих компаний. По его словам, пока он использовал менее 65% денежных средств, доступных по обеим кредитным линиям.

«Солнечные облигации» SolarCity тоже получали поддержку от SpaceX — трижды. Документы показывают, что в марте 2015 года SpaceX потратила на приобретение облигаций 90 млн долларов, в июне прошлого года — 75 млн, а в прошлом месяце — еще 90 млн долларов.

Гордон Джонсон, аналитик компании Axiom Capital Management, специализирующийся на Tesla, говорит, что большинство розничных инвесторов были не настолько заинтересованы в «солнечных облигациях», чтобы их покупать. SolarCity утверждает, что облигации привлекли инвесторов из всех 50 штатов США.

В ноябре прошлого года компания, связанная с Маском, приобрела конвертируемые облигации SolarCity на сумму 113 млн долларов. По данным компании, Линдон Рив, исполнительный директор SolarCity и двоюродный брат Маска, купил облигации еще на 3 млн долларов из оставшихся 103 млн.

Сам Рив говорит, что это было «удачной инвестицией»: «Если смотреть на пять лет в перед, я думаю, что это будет иметь большую отдачу».

Облигации SolarCity на сумму 90 млн долларов, которые SpaceX приобрела в марте, когда компания в общей сложности разметила облигации на 105 млн, будут использованы для погашения облигаций, купленных SpaceX в прошлом году, говорит Маск. По его словам, последняя сделка обернулась для SpaceX «достойной выгодой».

Финансовые операции компаний вызвали много вопросов на Капитолийском холме — некоторые сенаторы беспокоятся, что деньги, полученные SpaceX по федеральным контрактам, могут пойти на поддержку SolarCity.

В общей сложности SpaceX получила по правительственным контрактам 3,2 млрд долларов на развитие своей ракетной программы, заявляют осведомленные источники. Сенаторы хотят убедиться, что ни цента из этих денег не окажется в итоге у SolarCity.

Источник: https://ru.ihodl.com/investment/2016-04-28/kak-ilon-mask-obmanyvaet-sistemu-radi-tesla-i-spacex/

Ссылка на основную публикацию